Количество: 0
Сумма: 0
Корзина
Поиск по сайту
РУС | ENG
15.04.2006

Автор: ИСОА, просмотров: 2417
Источник: "Российская Федерация сегодня" №7 апрель 2006г.

Единоличные решения Вашингтона
Перспективы американо-индийского стратегического партнерства и интересы России


Соглашение по сотрудничеству в области ядерной энергетики, достигнутое между США и Индией в ходе визита президента Дж. Буша в эту страну, и ряд договоренностей по расширению военно-технического сотрудничества между ними со всей определенностью подтвердили взаимное стремление Вашингтона и Нью-Дели к укреплению отношений стратегического партнерства, приданию им нового импульса.
Особое значение в свете этих устремлений имеет соглашение по ядерной энергетике, которое влечет ряд серьезных последствий, касается интересов многих стран и в целом мирового сообщества. Неоспорима, в частности, геополитическая нагрузка этого масштабного проекта. Он серьезно затрагивает такие глобальные проблемы, как мировая энергетика, отношения с мусульманским миром, с развивающимися экономиками Азии и др. Его вполне можно расценивать и как крутой поворот в региональной политике Вашингтона, долгое время делавшего ставку на Пакистан как своего главного союзника. Но главный союзник утратил доверие Вашингтона после скандала с передачей недружественным США странам — Ливии, Ирану, КНДР — атомных секретов, связанного с пакистанским ученым-атомщиком Абдул Кадир Ханом, и фактической потери управления рядом провинций страны, где наиболее сильно влияние исламистов.
Важные нюансы вносит и тот факт, что этот долговременный энергетический проект заключен с Индией — крупнейшей страной, наиболее продвинутой среди стран Азиатского континента в демократическом развитии, с ответственной политической элитой, быстро развивающейся экономикой, занимающей четвертое место среди ведущих экономик мира. Индия уже в ближайшее время может быть принята в состав “большой восьмерки”. Она является одним из главных претендентов на включение в состав постоянных членов Совета Безопасности ООН.
Наиболее серьезные последствия заключенное соглашение несет для режима нераспространения ядерного оружия, международно-правовой основой которого служит Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), вступивший в силу 5 марта 1970 года. Индия, не подписавшая ДНЯО (как и Пакистан, и Израиль), является сегодня ядерным государством де-факто. А индийско-американское соглашение о сотрудничестве в ядерной сфере — шаг в направлении международного юридического признания Индии как ядерного государства, полноправного члена клуба ядерных государств мира.
Надо отметить, что Индия в последнее время не без помощи других ведущих государств мира, в том числе ядерных — США, Франции, России, предприняла ряд других шагов, направленных на легитимизацию ее как ядерной державы. Среди них — соглашение по сотрудничеству в ядерной энергетике с Францией (февраль с. г.). США и Канада сняли ограничения на поставки уранового топлива в Индию. В конце 2005 года Индия принята в международный проект ITER по созданию экспериментального термоядерного реактора (участники проекта — Россия, США, КНР, ЕС, Япония, Южная Корея). Россия давно участвует в строительстве двух блоков АЭС в Куданкуламе на юге страны со сроками пуска 2007—2008 годы.
Какое влияние эти договоренности и продвижение Индии к международной легитимизации своего ядерного статуса окажут на режим нераспространения ядерного оружия? Гендиректор МАГАТЭ эль-Барадей, приветствуя согласие Индии поставить под международный контроль некоторые свои ядерные объекты, считает, что этот шаг будет способствовать нераспространению ядерного оружия и консолидации усилий в борьбе с терроризмом. Об этом же твердит президент США Дж. Буш.
Однако на деле не все так гладко. Индия намерена ставить под контроль МАГАТЭ только мирные объекты, перечень которых она определит сама. Стратегические (военные) объекты и ее военные ядерные программы останутся вне международного контроля.
А это значит, что, по существу, США дали добро на развитие Индией своего военного ядерного компонента вне международного контроля. Грань между мирной ядерной энергетикой и военными ядерными программами очень размытая (о чем мир наслышан в связи с ядерными программами Северной Кореи и Ирана), и американские ядерные технологии могут способствовать не только развитию мирной энергетики, но и военных программ. США, заключая соглашение с Индией, нарушают требования ДНЯО, правила Группы ядерных поставщиков (ГЯП) и собственное законодательство, которое запрещает поставки ядерных технологий и материалов в страны, не подписавшие ДНЯО и не охваченные всесторонними гарантиями МАГАТЭ. Утверждения о том, что допуск инспекций МАГАТЭ на ряд объектов ядерной инфраструктуры Индии укрепляет режим нераспространения — это скорее пропагандистская уловка, призванная облегчить одобрение сделки Конгрессом США, где немало ее противников. Они считают, что это соглашение подрывает существующий режим нераспространения, допускает опасный перекос в американской ядерной политике, вносит серьезный дисбаланс в отношения между странами региона, лишает Америку морального права требовать от других стран выполнения ДНЯО. Создается весьма опасный прецедент.
Такой вопрос уже поднимается, в частности, со стороны Пакистана. И хотя для этой страны, как выразилась Кондолиза Райс, время для заключения подобных сделок в ядерной сфере “еще не наступило”, однако проблема остается открытой. Приходится считаться и с тем, что в Пакистане весьма сильны позиции исламских фундаменталистов, и нельзя исключать возможности попадания ядерного оружия в их руки. Такой вариант представляет вполне реальную угрозу не только для Индии, но и для многих других стран. Фактическое признание Соединенными Штатами ядерного статуса Индии отнюдь не ослабляет эту угрозу.
Еще более сложное положение, грозящее новой войной в непосредственной близости от границ и России, и Индии, складывается вокруг Ирана. Ядерная сделка между США и Индией усиливает взрывоопасность ситуации. Действительно, Вашингтон, в обход требований ДНЯО, делает исключение для Индии. А вокруг Ирана, члена ДНЯО со всеми вытекающими отсюда обязательствами, сотрудничающего с МАГАТЭ, нагнетается напряженная обстановка, вплоть до угрозы военного вмешательства. Двойные стандарты относительно национальных ядерных программ являются одним из побудительных мотивов роста напряженности в регионе и возникновения новых конфликтов. Но Вашингтон еще раз показывает, что для него гораздо важнее собственные интересы и интересы американского большого бизнеса.
В частности, заключив соглашение с Индией, США решили для себя несколько важных задач.
Во-первых, США рассчитывают на расширение политического взаимодействия с нею. Как недвусмысленно заявил Дж. Буш, он ожидает, что Индия выступит в едином строю с Америкой за глобальное распространение свободы. На языке практической политики это означает, что Вашингтон делает ставку на активную роль Нью-Дели в противодействии экономической и военно-политической мощи Китая, создает надежный противовес растущему влиянию Китая в АТР и на мировой арене. Возможно говорить и о расчетах американской администрации на то, что “великая азиатская демократия” окажет содействие планам США по снижению российского влияния на государства Центральной Азии за счет переориентации их экономических связей на Индию. Да и в обостряющихся отношениях США и других развитых западных стран с миром ислама, прежде всего с арабскими странами, с довольно опасными перспективами их дальнейшего развития (вплоть до предсказываемой некоторыми экспертами “войны цивилизаций”) важно иметь на своей стороне такого союзника, как Индия, и использовать ее возможности для стабилизации и налаживания отношений с мусульманским миром. Этот фактор, думается, особенно важен для США, с учетом тех неудач, которые пока терпит их стратегическая концепция демократизации Большого Ближнего Востока.
Во-вторых, американский бизнес на долгие годы застолбил за собой весьма перспективный рынок ядерной энергетики Индии. Сегодня атомные электростанции Индии обеспечивают около 3 процентов потребностей страны в электроэнергии. Поставлена задача к 2050 году довести долю АЭС до 25 процентов. А если учесть, что за эти годы энергопотребление страны значительно вырастет, то индийский рынок ядерной энергетики становится еще более прибыльным. Соглашение между США и Индией существенно ограничит возможности на этом рынке других стран, прежде всего России, которая до сих пор была единственной страной, работающей в ядерной энергетической сфере Индии.
В-третьих, переструктуризация энергетического сектора Индии с резким увеличением в нем доли ядерной энергетики ослабит зависимость страны от поставок нефти и газа из Ирана и будет способствовать его изоляции и ослаблению.
В-четвертых, перевод значительной части быстрорастущей и объемной экономики Индии на ядерные источники энергии позволит сократить общемировое потребление нефти и газа и, следовательно, снизить мировые цены на них или в крайнем случае не допустить их запредельного роста, способного подорвать американскую и мировую экономику.
В-пятых, важные особенности курс на стратегическое партнерство Вашингтона и Нью-Дели вносит в индо-пакистанские отношения. Повышаются возможности и роль Вашингтона как третейского судьи, его влияние на динамику и урегулирование застарелого, продолжающегося более полувека конфликта между этими странами. Вашингтон, поддерживая в большей степени Индию, но и не порывая отношений с Пакистаном, удерживает Исламабад от каких-либо непродуманных действий, направленных против Индии и обостряющих ситуацию между двумя ядерными державами. С другой стороны, Исламабад рассматривает решение США о снятии с Индии некоторых ограничений в ядерной сфере как дискриминационное, нарушающее сложившийся баланс и ущемляющее интересы безопасности Пакистана, что не может не сказаться отрицательно на отношениях Исламабада и Нью-Дели.
В-шестых, США, поставляя ядерные технологии и ядерное топливо, участвуя в строительстве объектов ядерной энергетики Индии, будут получать эксклюзивную информацию, касающуюся ядерной сферы страны, что позволяет им установить собственный контроль над ядерными программами Индии, и не только мирными, но в известном смысле и над военными. И не просто контроль — они получают возможность оказывать на них непосредственное влияние.
В-седьмых, США делают серьезный шаг по пути пересмотра режима нераспространения с учетом интересов США как державы, стремящейся к мировому лидерству, которая по их логике должна иметь право единолично принимать решения в отношении политики любой страны мира, и не только в ядерной сфере.
Некоторые эксперты считают, что активность США на индийском векторе приносит искомый результат и Дели постепенно переориентирует свой внешнеполитический курс в американском направлении. Но нельзя не видеть и того, что Индия все больше стремится проводить независимую политику, ставя во главу угла собственные национальные интересы и, исходя из них, выстраивая свои отношения с Соединенными Штатами, Россией, Китаем и другими государствами. 
Резюмируя, надо признать, что происходящая активизация американо-индийского сотрудничества по своим последствиям для российских интересов представляется весьма неоднозначной. Соглашение в ядерной сфере не только само по себе инициирует целый ряд факторов, касающихся в том числе и России, но и фактически знаменует собой кардинальный поворот во взаимоотношениях Вашингтона и Нью-Дели.
В этой меняющейся обстановке России важно найти правильные ответы и выработать оптимальные позиции по ряду важных вопросов.
Первое. Индо-американское соглашение по ядерной энергетике в перспективе расширяет и для России возможности по поставкам ядерного топлива и высокотехнологичного оборудования в этой капиталоемкой отрасли. Но перед Россией остро встает вопрос: как сохранить позице угрозой применения террористами ядерных средств на своей территории, настаивают на ужесточении режима нераспространения. Но к чему может привести непродуманная политика в этой области, ориентированная на обеспечение главным образом собственной безопасности и игнорирующая интересы других стран? Она способствует расколу государств, нагнетанию взаимных подозрений, стимулирует ряд стран к приобретен Китаем и другими государствами. 
Резюмируя, надо признать, что происходящая активизация американо-индийского сотрудничества по своим последствиям для российских интересов представляется весьма неоднозначной. Соглашение в ядерной сфере не только само по себе инициирует целый ряд факторов, касающихся в том числе и России, но и фактически знаменует собой кардинальный поворот во взаимоотношениях Вашингтона и Нью-Дели.
В этой меняющейся обстановке России важно найти правильные ответы и выработать оптимальные позиции по ряду важных вопросов.
Первое. Индо-американское соглашение по ядерной энергетике в перспективе расширяет и для России возможности по поставкам ядерного топлива и высокотехнологичного оборудования в этой капиталоемкой отрасли. Но перед Россией остро встает вопрос: как сохранить позиции на многообещающих индийских рынках ядерной энергетики и ядерных технологий, вооружений в условиях жесткой конкуренции с западными странами, прежде всего с Соединенными Штатами, которые взяли курс на завоевание лидирующих позиций на этих рынках? Эта конкуренция будет наиболее острой как раз в тех немногих высокотехнологичных областях, где Россия пока сохраняет достаточный потенциал: ядерная энергетика, военно-техническая сфера, космос. По словам представителей российского руководства, Россия может увеличить ежегодный взаимный товарооборот с Индией с 2 млрд долл. (итоги 2005 г.) до 8—10 млрд долл., хотя, честно говоря, эти прогнозы представляются чрезмерно оптимистическими. Для сравнения: двусторонний товарооборот США с Индией достигает 25 млрд долл. в год, и его планируется удвоить в течение ближайших трех лет. Ежегодный торговый оборот с Китаем — 18 млрд долл. Франция поставила задачу в течение ближайших пяти лет удвоить товарооборот с Индией, доведя его до 7 млрд евро.
Второе. России надо заблаговременно продумать свою позицию в отношении легитимизации ядерного статуса Индии. Проблема непростая. С одной стороны, Индия де-факто является “незаконной” ядерной державой, но ставить вопрос о ее ядерном разоружении, даже в региональном контексте (например, в рамках безъядерной зоны в регионе Большого Ближнего Востока и Южной Азии, включая Израиль и Пакистан), пока нереально. Международное закрепление ядерного статуса за этой мировой державой потребует от Индии дополнительных сдерживающих обязательств, будет способствовать повышению ее международной ответственности, сделает ее ядерные программы более открытыми и подконтрольными, что в известной меию ОМУ.
Наконец, заслуживает самого пристального, настороженного внимания развитие американо-индийского внешнеполитического взаимодействия с перспективой формирования долговременной геополитической связки, способной существенно изменить сложившуюся расстановку сил в регионе. Нельзя исключать, что активизация США в Азиатско-Тихоокеанском регионе при опоре на нашего традиционного партнера, к тому же в антикитайском ключе, будет развиваться в ущерб выстраиваемой российским руководством системе отношений на одном из важнейших и перспективнейших направлений внешней политики России.
Сегодняшний уровень российско-индийских отношений достаточно высок. Россия, вне всякого сомнения, готова поддержать многие разумные инициативы, позволяющие Индии занять подобающее этой державе место в мировом сообществе, приводящие к ослаблению конфронтационных мотивов и повышению стабильности в регионе и в мире в целом. В этой связи детальная стратегическая проработка поставленных непростых проблем, в том числе с привлечением российского экспертного сообщества, была бы крайне своевременной и полезной.

Институт стратегических оценок и анализа -
специально для журнала “РФ сегодня”.



Оценка:  1    2    3    4    5

Обсуждения статьи:

Сообщений нет!
Новое сообщение
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Сообщение:

"От Ельцина к...? Хроника тайной борьбы". Книга 1
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Кому достанется Россия после Ельцина? Лужкову, Черномырдину, Лебедю, Зюганову, Чубайсу, Немцову или совсем другому избраннику, чье имя пока неизвестно? Буквально с первых дней инаугурации Б. Ельцина на второй президентский срок развернулась жестокая, тайная и явная, война за право быть его преемником.
Книга руководителя одной из московских аналитических служб генерала В. А. Гусейнова повествует о невидимых схватках за власть в Кремле, развернувшихся с 1996 года. В ход идут лжепрогнозы и фальсификации, финансовые скандалы и утечка «доверительной информации». И все с одной целью – ввести конкурентов в заблуждение, усыпить их бдительность."

Полный текст
"От Ельцина к...? Война компроматов". Книга 3
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Первые две книги генерала КГБ, руководителя одной из московских аналитических служб В. А. Гусейнова пользовались большим успехом у читателей. 22-тысячный тираж был распродан за короткое время, пришлось делать допечатку.
В третьей книге автор продолжает начатую тему, доводя описание интригующих событий до конца 1999 года. Из его нового произведения вы узнаете о подоплеке взрыва жилых домов в Москве и тайных пружинах второй чеченской войны, о том, как возник «Ельцингейт», кто был режиссером других скандальных историй в преддверии президентских выборов в России."

Полный текст
 
Логин
Пароль
 
Подписаться на рассылку