Количество: 0
Сумма: 0
Корзина
Поиск по сайту
РУС | ENG
ОБ ИНВЕСТИЦИОННОМ КЛИМАТЕ КАТАРА: ПОЛИТИЧЕСКИЙ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ

НОМЕР ЖУРНАЛА: 47 (1) 2012г.
РУБРИКА: Международные отношения
АВТОРЫ: Касаев Эльдар

Катар является небольшим по площади государством с населением около двух миллионов человек, однако его геополитическое и экономическое значение как страны, сосредоточенной на перекрестке основных энергетических потоков Персидского залива, велико.
Еще одной особенностью Катара можно смело назвать то, что это страна противоположностей: «дом» для американских военных и критикующего их действия телеканала «Аль-Джазира», консервативное население и либерально настроенное руководство, приют для радикальных лидеров из других стран Ближнего Востока и идейных сторонников развития диалога с Израилем.
Современный Катар является мощным, динамично развивающимся центром, где сосредоточены экономические интересы ведущих западных стран, которых привлекают богатые природные ресурсы и внутриполитическая стабильность этого государства.

Внутриполитический аспект

Несмотря на крайне неспокойную обстановку в Ближневосточном регионе (особенно на соседнем Бахрейне), внутриполитическая ситуация в Катаре остается стабильной без видимых проявлений оппозиционных режиму настроений (в том числе со стороны составляющих около 80% населения рабочих-мигрантов), а также разногласий среди представителей правящей семьи.
Последовательное реформирование политической системы определено властями в качестве главной внутриполитической задачи Катара. В то же время было зафиксировано, что для катарского общества, живущего в русле исламских традиционных установок и укладов, проведение в жизнь этих изменений займет некоторое время.
Вместе с тем, до полной либерализации общественно-политической жизни (в западном понимании) пока еще далеко. К примеру, в эмирате до сих пор запрещены политические партии и деятельность правозащитных организаций. Несмотря на провозглашенную свободу слова, на практике сохраняется жесткая цензура в СМИ, в том числе на телеканале «Аль-Джазира».
Тем не менее, позиции эмира Катара Хамада в целом устойчивы, хотя за последние годы ему пришлось пережить две попытки заговора — в 1996 и 2002 годах. Некоторые СМИ заявляли, что и в феврале 2011 года готовился очередной заговор, но это была лишь провокация, поскольку доказательств этому не обнаружено.
Главный внутриполитический «козырь» главы эмирата — это поддержка населения, средний уровень жизни которого на порядок выше, чем в других странах. По доходам на душу населения страна к настоящему моменту уверенно занимает лидирующее место в мире (145 тыс. долл. США на человека).

Внешнеполитический аспект

Стоит заметить, что, несмотря на «англо-американскую доминанту», внешняя политика Катара характеризуется максимальной сбалансированностью. В эмирате объективно пересечены интересы многих других промышленно развитых государств, активно осваивающих углеводородные ресурсы страны (Японии, Южной Кореи, Германии, Франции, Турции).
Развивая сбалансированные отношения со многими «игроками» и привлекая западные и другие иностранные компании в свою экономику, Катар превращается тем самым в своеобразного «друга» всего земного шара и решает наиболее актуальные проблемы региональной безопасности, перекладывая их частично на плечи своих политических и экономических партнеров.
С монархиями Персидского залива Катар старается поддерживать связи в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), внутри которого запущены совместные оборонные и экономические инициативы.
На региональной и межарабской аренах Доха выступает последовательным сторонником демократизации и либерализации общественно-политической жизни. При этом эмир Катара не раз выступал с «обличительными» речами в адрес руководства арабских стран, обвиняя их в коррупции. Одним из инструментов межарабской политики Катара является спутниковый телеканал «Аль-Джазира», который претендует на всестороннее и прозрачное освещение аспектов общественно-политической ситуации в арабо-мусульманском мире.
В то же время такого рода внешнеполитическое позиционирование Катара привело к некоторому обострению вопроса сбалансированности его отношений не только с ближайшими соседями, но и с большинством арабских стран, которые обвиняют Доху в тенденциозности, двойных стандартах и выполнении политических заказов, поступающих из Вашингтона. В этом есть доля правды: внутренние проблемы Катара, как правило, являются «табу» для «Аль-Джазиры» и катарских СМИ.
Стоит заметить, что обстановка на Бахрейне, а также развитие ситуации вокруг Ирана непосредственно влияют на ситуацию в Катаре.
Во-первых, развитие ситуации в этих странах по кризисному сценарию может затронуть стабильность в соседних государствах, особенно в среде многочисленной шиитской общины в них, и вызвать эффект цепной реакции, которая, наверняка, дойдет и до Дохи.
Во-вторых, неспокойная обстановка в Манаме объективно ведет к радикализации настроений на «арабской улице», и Катар вместе с расквартированной на его территории крупной военно-воздушной американской базой является удобной мишенью для радикалов.

Экономический аспект

На протяжении последних лет экономика Катара стремительно развивается и уже превратилась в одну из самых динамично растущих в мире. С 2004 года по настоящее время суверенный кредитный рейтинг эмирата (согласно данным агентства Standard & Poors) стабильно держится на уровне «А++», что характеризуется как умеренно высокая способность своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства, однако имеется большая чувствительность к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях.
Макроэкономические показатели Катара характеризуются стабильностью и устойчивым ростом. Так, ВВП в 2010 году достиг 116 млрд долл. США, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 18,1% (в 2009 году показатель прироста ВВП составил 11,3%), в результате чего Катар вошел в число стран с наиболее быстро развивающимися экономиками. Наблюдается существенное снижение уровня инфляции (с 12,3% в 2009 году до 3,5 % в 2010 году) и рост доходов на душу населения (на 40%); профицит бюджета, по оценкам, составил в 2010 году около 2,7 млрд долл. США. Объем государственного резервного фонда Катара в 2010 году превысил 100 млрд долл. США (для сравнения: в 2009 году он составлял 68 млрд долл. США).
Инвестиционная привлекательность Катара возросла в связи с подписанием в октябре 2010 года Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств.
Основой экономики до сих пор является нефтегазовый сектор (56,5% ВВП, 89,5% экспорта). Также отмечено поступательное развитие алюминиевой и сталелитейной промышленности. Так, возобновил работу пострадавший в результате аварии крупнейший в мире алюминиевый завод «Каталюм», проведена подготовка к модернизации производства сталелитейной компании «Катар Стил».
Кроме того, Доха заключила контракты с иностранными компаниями («Шелл», «КонокоФилипс», «Эксон Мобил», «Шеврон» и др.) на создание совместных предприятий по производству сжиженного нефтяного газа (СНГ), а также продуктов нефтехимии.
Тем не менее, чтобы стимулировать активность в неэнергетических отраслях экономики, власти Катара запустили проект Свободной инвестиционной зоны, в которой компании среднего и мелкого бизнеса, работающие в сельском хозяйстве, сфере высоких технологий, туризма и других неэнергетических сферах, будут освобождаться от уплаты всех налогов сроком на 20 лет.
С целью поощрения активности частного сектора власти эмирата последовательно осуществляют приватизацию государственных предприятий. За последние 15 лет на местный фондовый рынок были частично выведены акции компаний коммунальной сферы, телекоммуникационной отрасли, топливозаправочных станций, производства нефтехимии.
Стоит отметить, что государство выступает как самостоятельный инвестор в проектах, связанных с развитием инфраструктуры, в которую за последние годы вложены десятки млрд долл. США. Приоритетное внимание уделяется объектам транспортной инфраструктуры, жилищному строительству, а также медицине и спорту.

Правовой аспект

В последнее десятилетие в Катаре принят ряд законодательных изменений по регулированию иностранных инвестиций (к примеру, большинство отраслей были открыты для иностранных компаний, прописаны некоторые инвестиционные и налоговые льготы для инвесторов), что привело к снижению юридических барьеров на пути доступа иностранных инвесторов на местные рынки.
Катарские законы полностью признают частную собственность и контрактные обязательства, тем самым риски экспроприации очень малы, хотя судебная система в эмирате работает медленно, а бюрократические методы разрешения споров ограничены.
Однако, несмотря на недавние изменения, в стране не существует эффективного закона о конкуренции, а иностранные инвесторы изначально поставлены в неравные условия по сравнению с национальными операторами. В правовой системе Катара зафиксировано дискриминационное отношение к иностранным инвесторам, чьи права ограничиваются по сравнению с катарскими компаниями. Это, например, касается процедур заключения государственных контрактов на выполнение подрядных работ, для участия в которых иностранный партнер обязан работать на местном рынке через катарского агента.
Кроме того, иностранцы не могут приобретать недвижимость в собственность (лишь недавно им было разрешено брать в долгосрочную аренду жилые помещения и только в специально отведенных районах), а также свободно инвестировать финансовые средства на фондовом рынке.
Более того, в отличие от катарских компаний и фирм из стран ССАГПЗ, иностранные компании платят все налоги, если только они не действуют в свободных экономических зонах.
Доха обещала продолжить процесс либерализации, однако он затягивается. Перспективные планы правительства предусматривают создание централизованного агентства по привлечению иностранных инвестиций, которое снимет некоторые дискриминационные нормы в существующем законодательстве, в том числе обязательства иностранных компаний иметь местного агента для работы в Катаре.
В то же время не стоит ожидать, что чиновники при нынешней макроэкономической ситуации будут смягчать условия вхождения иностранных инвесторов на местный рынок, особенно в том, что касается снятия ограничений на 100% владение активов в ключевых отраслях (особенно в нефтегазовом секторе).
Стоит особо отметить, что судебная система Катара наименее приспособлена для решения коммерческих споров. Опыт свидетельствует, что арбитражное урегулирование возникающих разногласий в целом допускается по закону, однако разрешение коммерческого спора таким путем, если только это не предусмотрено отдельно в договоре, фактически не практикуется. В этой связи обычно в контрактах договаривающимися сторонами прописывается ссылка на международный арбитраж, к вердикту которого правительство Катара относится благосклонно.
Хозяйственная инфраструктура Катара оценивается как одна из лучших в мире, а риски в этой области минимальные. Повышенное внимание уделяется модернизации транспортной инфраструктуры, телекоммуникациям, системам водо- и энергоснабжения.
В целом инвестиционному климату не хватает прозрачности, однако это объясняется не высоким уровнем коррупции, а целенаправленной политикой властей по поддержке и стимулированию национального бизнеса. Предоставление контрактов, а также инвестиционных льгот не систематизировано и зачастую осуществляется в зависимости от случая и произвольного решения чиновника.
Подобная ситуация во многом объясняется тем, что Катар сравнительно недавно приступил к экономическим преобразованиям и практическим шагам по либерализации условий хозяйствования. Политика властей по стимулированию прямых иностранных инвестиций вывела Катар по относительным показателям в список лидеров по объему и количеству заключенных инвестиционных сделок. Всего за период с 2003 по 2011 год в этом небольшом эмирате запущено более 200 инвестиционных проектов, а накопленный объем иностранных капиталовложений превысил 135 млрд долл. США.
Основные интересы иностранных инвесторов в экономике Катара составляют: сфера деловых услуг и торговли, промышленность, добывающий сектор, строительство (особенно подготовка инфраструктуры к проведению ЧМ по футболу 2022 года).

Выводы

Во-первых, геополитические риски в отношении Катара, исходящие от его ближайших соседей, нивелируются за счет «зонтика» безопасности со стороны США. Стремясь сбалансировать проамериканский крен во внешнеполитической линии, катарские власти поддерживают на хорошем уровне связи с Францией, Италией, Германией, Японией, Китаем, Индией.
Очевидно, что пока Катар находится под «крышей» американских военных, многочисленные геополитические вызовы в его адрес будут активно тиражироваться в СМИ в виде различных «страшилок и призраков», но вряд ли они способны затрагивать напрямую основы эмирата. В то же время складывающая в регионе геополитическая конъюнктура достаточно непредсказуема и обстановка вокруг Катара во многом будет зависеть от того, насколько сбалансированной будет его внешняя политика в отношении ближайших соседей с тем, чтобы не позволить исходящим от них опасностям трансформироваться в прямые угрозы, затрагивающие внутреннюю стабильность государства.
Во-вторых, руководство эмирата осознает степень актуальности внутриполитических угроз и последовательно, без лишней спешки проводит назревшие преобразования в сторону большей либерализации общественно-политической жизни. Катар выгодно позиционируется на геополитической арене, пропагандируя лозунги «политической свободы и преобразований» в арабском мире как на официальном уровне, так и через рупор «Аль-Джазиры». Это позволяет руководству эмирата время от времени «выпускать пар» со стороны радикально настроенной части катарского общества, а также умело переключать внимание общественности в нужном направлении, тем самым трансформируя свои внутриполитические проблемы в область межарабских отношений.
В-третьих, экономическое положение Катара выглядит устойчивым благодаря тому, что эмират является крупнейшим экспортером СПГ в мире. Экономические основы Катара не внушают опасений ввиду невысокого уровня инфляции. Не случайно аналитики США признали Катар мировым лидером по привлечению государственных инвестиций.
В целом, эмират привлекателен для зарубежных капиталовложений, так как ситуация в важных областях, влияющих на инвестиционный климат государства, весьма стабильна и, по нашему мнению, будет оставаться такой в будущем.



Цена: 0 руб.

Назад Заказать

"От Ельцина к...? Хроника тайной борьбы". Книга 1
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Кому достанется Россия после Ельцина? Лужкову, Черномырдину, Лебедю, Зюганову, Чубайсу, Немцову или совсем другому избраннику, чье имя пока неизвестно? Буквально с первых дней инаугурации Б. Ельцина на второй президентский срок развернулась жестокая, тайная и явная, война за право быть его преемником.
Книга руководителя одной из московских аналитических служб генерала В. А. Гусейнова повествует о невидимых схватках за власть в Кремле, развернувшихся с 1996 года. В ход идут лжепрогнозы и фальсификации, финансовые скандалы и утечка «доверительной информации». И все с одной целью – ввести конкурентов в заблуждение, усыпить их бдительность."

Полный текст
"От Ельцина к...? Война компроматов". Книга 3
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Первые две книги генерала КГБ, руководителя одной из московских аналитических служб В. А. Гусейнова пользовались большим успехом у читателей. 22-тысячный тираж был распродан за короткое время, пришлось делать допечатку.
В третьей книге автор продолжает начатую тему, доводя описание интригующих событий до конца 1999 года. Из его нового произведения вы узнаете о подоплеке взрыва жилых домов в Москве и тайных пружинах второй чеченской войны, о том, как возник «Ельцингейт», кто был режиссером других скандальных историй в преддверии президентских выборов в России."

Полный текст
 
Логин
Пароль
 
Подписаться на рассылку