Количество: 0
Сумма: 0
Корзина
Поиск по сайту
РУС | ENG
СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? (к 10-летию Союза)

НОМЕР ЖУРНАЛА: 38 (4) 2009г.
РУБРИКА: Международные отношения
АВТОРЫ: Буянов Валерий

В декабре 2009 года исполняется 10 лет со дня подписания Договора о создании Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь. Процесс формирования Союза происходит сложно, противоречиво, подчас драматично. Об этом свидетельствует интервью президента Беларуси А.Г.Лукашенко, которое он дал редакторам российских СМИ в июне 2009 года. Он заявил тогда, что острота российско-белорусских отношений на современном этапе такова, что «Россия может потерять Беларусь, а Беларусь может потерять Россию».
Попытаемся разобраться, действительно ли Россия и Беларусь теряют друг друга, если да, то каковы причины и, как всегда, ответить на извечный вопрос «Кто виноват?».
 
* * *
Сегодня приходится констатировать, что взаимоотношения двух стран, при официально провозглашаемом желании строить Союзное государство, переживают кризис. Движение к объединению буксует. Накапливается обоюдная усталость от малорезультативных усилий. Качественный прорыв в создании Союза так и не произошел.
Нарастают взаимные обвинения. Минск упрекает правящий класс РФ в создании малоэффективной экономической системы, которая в условиях глобального кризиса со всей очевидностью показала свою ущербность. Педалируется тезис о том, что пореформенная Россия так и не смогла выработать привлекательную для постсоветских стран модель развития, способную конкурировать с ЕС или другой успешной формой интеграции. В свою очередь Москва прямо или косвенно говорит о «советизме» и «социализме» в Беларуси, о сохранении в республике прежних административно-волевых методов управления, об амбициозности и неуступчивости первого лица РБ. В российских СМИ раскручивается тема «нахлебничества» Беларуси, ее стремления под залог дружбы выторговать у России как можно больше преференций. Некоторые стали говорить о «геополитической измене» союзника.
В чем причины обострения отношений? На наш взгляд, расхождения лежат в плоскости объективных условий и субъективных факторов, в существенных различиях экономических, политических и иных сфер жизни России и Беларуси.
В экономической и финансовой сферах отличия особенно заметны. В России — нецивилизованный, переферийный капитализм. Большинство предприятий, в том числе часть производств стратегического значения, находится в частных руках. РФ — страна ресурсной экономики, экспорт в основном сырьевой, инновационный путь развития и модернизация пока лишь декларируются. Финансово-экономический кризис отбросил страну назад, ее потери, если брать ВВП, самые большие из членов стран «двадцатки», перспективы дальнейшего экономического роста малоутешительны.
Беларусь — страна нерыночной экономики, основные предприятия остаются в руках государства. Республика обделена природными ресурсами, которые ограничены лесом, торфом, калийными солями. Машиностроение, оставшееся от СССР, неконкурентоспособно, однако сельское хозяйство довольно развито. Основной рынок сбыта — Россия. Страна более чем на 85% зависит от внешних энергоносителей. Вместе с тем по ряду важных экономических показателей Беларусь превосходит Россию, но это не столько победа белорусской модели, сколько недостаток российской.
Беларусь оказалась в сложном финансовом положении, залезая в большие долги. РФ предоставила РБ кредит в 2 млрд. долл., три четверти которого проплачены; с МВФ достигнута договоренность о предоставлении Беларуси кредита на сумму чуть больше 2 млрд. долл.; КНР выделила 3 млрд. долл.; ведутся переговоры о предоставлении кредита со стороны ЕС. Удивительное, однако, для союзных отношений дело: Минск согласился кредитоваться у Китая в юанях, но категорически отказался оставшиеся от кредита у России 500 млн. долл. принимать в рублях. Белорусская сторона уже который год уклоняется от ранее принятого решения о введении единой валюты.
Отношения между странами отравляют постоянно ведущиеся торговые войны: «пивная» (2002 год), «мясная» (2005 год), «конфетная» (2006 год), «газовая» (2004, 2006 годы), «нефтяная» (2007 год), «молочная» (2009 год) и вновь назревающая «углеводородная» война.
В политической сфере расхождения тоже весьма значительны. Россия — федеративная, Беларусь — унитарное государство. Обе страны имеют президентскую форму правления, но в Республике Беларусь «суперпрезидентский», авторитарный режим, что послужило основанием для некоторых политиков на Западе назвать руководителя РБ «последним диктатором Европы». В России провозглашен курс на строительство демократического общества, и при всех недостатках его реализации в стране существует свобода слова, печати и пр. В Беларуси до последнего времени преследовали оппозицию, неугодных журналистов, исключали студентов из вузов за «политическую неблагонадежность». Поправки к Конституции Республики Беларусь позволяют батьке переизбираться бесконечно.
Несопоставимы геополитические силы двух стран. Россия — гигантская по размерам держава, раскинувшаяся на двух континентах, половина ее — «крайний север». Беларусь — компактная европейская страна с населением в 10 млн. человек и площадью 208 тыс. кв. км. Россия — крупнейшее ядерное государство, и положение на мировой арене как глобального игрока не позволяет ей постоянно лавировать между Востоком и Западом, как это делает руководство Беларуси.
Россию удивило первоначально «скромное молчание» Минска по поводу войны на Кавказе в августе 2008 года, его нейтрально-отстраненная позиция. Белорусский лидер до сих пор не дал «отмашку» своему парламенту о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Далекие Никарагуа и Венесуэла сделали такое признание, а союзная Беларусь — нет.
В социальной сфере Беларусь на фоне России выглядит лучше. В республике отсутствует безработица. Осуществляется бесплатное образование и медицинская помощь. Засеяны все поля. Минск и другие населенные пункты отличаются чистотой и ухоженностью. Обеспечивается порядок, общественная и личная безопасность, криминал подавлен. Высок уровень заботы о детях и пенсионерах. По официальным данным, среднестатистическая зарплата равняется 435 долл., при этом разница в доходах 10% наиболее богатых граждан и 10% наиболее бедных (децильный коэффициент) составляет 6 раз, примерно столько же, сколько в Западной Европе.
В России, при всех усилиях нынешнего руководства, в социальной сфере множество нерешенных проблем. За чертой бедности, только по официальным данным, живет почти 25 млн. человек, или более 17% населения. Постоянно растет разрыв в доходах, децильный коэффициент по государственной статистике в 2008 году составил 16 раз, а по неофициальной — 35. Общество разъедает невиданная коррупция, массовое неуважение к законам и властям.
Но справедливости ради, следует отметить, что знаменитая белорусская «социалка», являющаяся визитной карточкой руководства Беларуси, во многом основывается на сравнительно дешевых энергоресурсах, поставляемых РФ, на особых условиях снабжения республики другой продукцией. По оценкам специалистов, Беларусь ежегодно получает от России различные преференции на сумму порядка 4 млрд. долл.
Среди причин, затрудняющих интеграцию двух стран, — противодействие Евросоюза и США. По отношению к Беларуси Запад активно использует политику «кнута и пряника». То запрещают въезд президента и высших чиновников РБ в страны ЕС и в Штаты, арестовывают счета крупных компаний и вводят против страны торгово-экономические санкции, то отменяют «черный список», вовлекают Беларусь в «Восточное партнерство», посылают в Минск Х.Солано и других еврокомиссаров. Не исключено, что Запад затеял новую игру с Беларусью, цель которой — оторвать РБ от РФ. Складывается впечатление, что в свою очередь руководство республики вступает в эту игру, демонстративно заигрывая с Западом и постоянно намекая на возможный дрейф в его сторону.
В строительстве Союзного государства трудно переоценить значение президентского фактора и правящей элиты.
Лидер Беларуси пришел к власти в 1994 году на волне народной поддержки (им было получено более 80% голосов избирателей). Одним из пунктов предвыборной программы Лукашенко было всемерное сближение с Россией, которое юридически оформлено Договором о создании Союзного государства. Что касается первого президента России, то его шаги по созданию Союза были продиктованы несколькими обстоятельствами: стремлением повысить свой резко упавший авторитет, осознанием стратегического характера двуединого государства, а также психологическим ощущением вины за Беловежские соглашения 1991 года, оформившие развал СССР.
Министр иностранных дел России того времени Е.М.Примаков вспоминает: «Некоторых, находившихся вблизи от Ельцина в то время, когда готовились и согласовывались документы о союзе, действительно можно было отнести если не к прямым противникам сближения, то, во всяком случае, к недоброжелателям этого процесса. Но уверен, что никто из них не осмеливался «в лоб» высказываться Президенту против союза. Может быть, здесь сказывался у Ельцина и «беловежский комплекс», когда в одночасье были приняты далеко не во всем продуманные решения, но так или иначе Ельцин был — у меня нет в этом никаких сомнений — за союз с Беларусью»1.
В.В.Путин, являясь преемником Б.Н.Ельцина, свой первый зарубежный визит предпринял именно в Беларусь. В июне 2002 года президент России на встрече с сотрудниками Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева расставил новые акценты в российско-белорусских отношениях. В частности, он отметил, что экономика Беларуси составляет лишь 3% от российской, и в этой связи высказался против желания Беларуси зарезервировать за собой право вето на принимаемые решения. Тем самым Путин в отношениях с Беларусью провозгласил принцип прагматизма, что не нашло понимания у Лукашенко, который, давая оценку этому выступлению, сказал, что «Союз нужен простым людям, а не президентам, у российской стороны нет желания двигаться в направлении единения братских народов Беларуси и России».
Знаковой стала встреча президентов двух государств в августе 2002 года. Президент России, в противовес идее создания Союзного государства на основе полного равноправия обеих сторон, предложил создать единое государство с фактическим соблюдением принципа равенства регионов Беларуси и России как субъектов единого государства. Для белорусского президента такой вариант был неприемлем. Он назвал высказывание В.В.Путина «неуважительным» и пообещал хранить белорусский суверенитет «как зеницу ока»2. Пожалуй, именно с этой встречи президентов, особенно учитывая их эмоциональность, начался период так называемого преобладания «личностного фактора» в отношениях.
Достаточно показательно лавирование президента Беларуси при возникновении ставших уже традиционными энергетических конфликтов с Россией. Каждый раз президент Беларуси сожалеет об ориентации на Россию и выражает готовность к сотрудничеству с Западом. К примеру, в ситуации газового кризиса 2004 года. Лукашенко в очередной раз придал экономической ситуации политическую окраску. На состоявшемся 19 февраля этого года экстренном заседании правительства Беларуси он заявил: «Сейчас весь мир борется против терроризма. Я считаю, что это акт терроризма на самом высоком уровне, когда в 20-градусный мороз страну — не чужой народ, население, у половины которого течет русская кровь, лишают природного газа. Белорусско-российские отношения, видимо, надолго будут отравлены этим газом».
Россия в данном случае уже не могла молчать, так как под удар, кроме российско-белорусских отношений, была поставлена ее международная репутация в качестве надежного поставщика энергетических ресурсов. В феврале 2004 г. МИД России выступил с официальным заявлением, осуждающим высказывание и действия президента Беларуси: «На президенте Беларуси лежит ответственность за те системные ошибки во внутренней и внешней политике страны, которые тормозят социально-экономическое развитие государства и которые уже привели к изоляции Беларуси на международной арене… Спровоцировав кризис вокруг поставок российского газа, Лукашенко таким образом пытается отвести от себя критику и переложить ответственность за свои ошибки на Россию»3.
Свое раздражение политикой России А.Лукашенко перенес и на российско-белорусское сотрудничество в военной и транспортной сферах: «Беларусь за копейки обслуживает Россию — противовоздушную оборону, автотранспорт, железнодорожный транспорт»4. И многократно цитировавшаяся фраза: «Летают, ползают, ходят — все это фактически бесплатно».
С нынешним президентом России Д.А.Медведевым руководитель Беларуси поначалу стремился улучшить отношения и найти пути к большему взаимопониманию. Но и сейчас глава белорусского государства при любом удобном случае критикует позиции России, инициирует напряженность в отношениях двух стран. Они вновь обострились весной-летом 2009 года, особенно после сигналов Евросоюза и США о смягчении своего отношения к Беларуси и к ее лидерам, а также после встречи А.Г.Лукашенко с Папой римским Бенедиктом ХVI в Ватикане. Белорусский президент стал пространно рассуждать о необходимости многовекторности внешней политики РБ, о том, что республика находится в центре Европы и ее народ разделяет европейские ценности. Он сравнивает Беларусь с пешеходом, который, находясь на перекрестке, должен смотреть в разные стороны, иначе собьют и т.д. Отсюда, мол, интерес к «Восточному партнерству», все большая ориентация не только на Запад, но и на Китай.
Интерес Лукашенко к более сложной и самостоятельной внешней политике можно объяснить, но трудно понять его логику растущей конфронтации с Россией. Летом 2009 года состоялся визит в Минск министра финансов РФ А.Кудрина, который, не обременяя себя дипломатией, в нелестной форме отозвался о состоянии экономики и финансов Беларуси. В ответ Лукашенко сравнил его с местными отморозками, которые «вякают на западные деньги», и предложил своим министрам «не кланяться России и искать счастья в других уголках планеты». Дальше — больше. Не без ведома руководства РФ главный санитарный врач страны Г.Онищенко ввел запрет на ввоз белорусского молока под предлогом несоответствия белорусских продуктов российским стандартам. Президент Беларуси брошенную перчатку поднял и ответил более чем ассиметрично: не прибыл в Москву на сессию Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), где принималось решение о создании в рамках этого военно-политического альянса коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). На следующий неформальный саммит ОДКБ, который состоялся в августе 2009 года в Киргизии, лидер Беларуси приехал, но так и не подписал документы о КСОР5.
В этих коллизиях весь Александр Григорьевич — клянущийся в любви к России и постоянно конфликтующий с ее руководством, лавирующий между Западом и РФ, слишком импульсивный в суждениях и оценках, зачастую играющий на политическом поле не по правилам, а иногда и на грани фола.
Вместе с тем надо отдать должное президенту Республики Беларусь — это талантливый и волевой политик, популярный у своего народа и последовательно отстаивающий его интересы. Но драма его в том, что, правильно определив стратегическую линию на союз с Россией в начале своей президентской карьеры, он впоследствии начал двигаться вопреки собственной внешнеполитической концепции, постоянно испытывая терпение своего восточного соседа и его лидеров.
Интеграции двух стран препятствует и часть их правящей элиты. В Российской Федерации есть политические силы, которые выступают против союза. В данной связи несложно понять слова А.Лукашенко, произнесенные им на встрече в Минске с руководителями региональных СМИ России (сентябрь 2006 года): «Вы говорите о Союзном государстве… Когда россияне спрашивают, в чем дело, я задаю один вопрос: скажите нам, наконец, чего вы хотите от Беларуси в этом союзе? Ничего вы не хотите, вы не хотите этого союза. Элита ваша этого не хочет».
Вместе с тем и элита Беларуси тоже не горит желанием соединятся с Российской Федерацией. Отдельные правительственные чиновники предпочитают смотреть на Россию сквозь «черные очки», через подвластные СМИ они пытаются убедить белорусов в том, что все происходящее у них в стране — хорошо, а в России — все плохо. Другие понимают, что построение Союзного государства выгоднее Беларуси, чем России, но неопределенность собственной судьбы и неясность своего статуса в новом государстве сковывает их инициативу. Серьезные сбои в союзном строительстве обусловлены и тем, что его установление ведется «сверху», на уровне госаппаратов. Огромный потенциал общественности двух стран оказался незадействованным.
Между нашими государствами отсутствуют непреодолимые противоречия, груз взаимных претензий и обид. Сама история и современная действительность создали объективные предпосылки для единения России и Беларуси. Русские и белорусы — единокровный православный народ, в Беларуси в ходу прибаутка: белорусы — это те же русские, но со знаком качества. У нас общее прошлое и схожие проблемы сегодня, мы взаимозависимы.
Для Беларуси Россия — крупнейший рынок сбыта, источник дешевого газа, нефти и кредитов, надежный гарант безопасности республики — прикрывает ее «ядерным зонтиком». Для России Беларусь тоже имеет исключительно важное значение: это естественный геополитический союзник, щит между НАТО и РФ. Беларусь прикрывает российскую границу с Запада, в Барановичах и Вилейке расположены российские военные объекты: радиолокационная станция и узел дальней связи с кораблями ВМФ. Подписано соглашение о создании единой системы ПВО. Республика Беларусь является кратчайшим транспортным коридором на Запад, через ее территорию проходит нефтепровод «Дружба», автомобильный и железнодорожный транзит товаров в Европу и обратно.
Признавая принципиальную важность строительства Союзного государства, тем не менее приходится обозначить ряд неутешительных выводов. Во-первых, заключенный 10 лет назад Договор о его создании во многом оказался политически конъюнктурным, уязвимым с экономической, финансовой, правовой сторон. Не решены принципиальные вопросы: модель Союза, единая валюта, общее экономическое и политическое пространство и др. Взять, к примеру, проблему принятия решений в рамках Союзного государства. Принцип «одна страна — один голос», предлагаемый РБ, неприемлем для РФ, учитывая несопоставимость в численности населения, размере ВВП, оборонном потенциале и т.д. Вариант же пропорционального представительства не годится для Беларуси, ибо в таком случае у нее остается лишь право совещательного голоса.
Во-вторых, строительство Союза оказалось чрезмерно персонифицированным, в результате неудачи в создании объединенного государства и в Беларуси, и в России относят на счет их руководителей. В РФ в последнее время довольно часто звучит тезис: строительство Союзного государства все еще возможно, но без Лукашенко. Такой подход чрезмерно упрощает ситуацию или даже заводит ее в тупик. Судя по всему, в ближайшие годы лидер Республики Беларусь не сдаст своих позиций. К тому же нельзя забывать, что именно он был инициатором Союза и затянувшийся «долгострой» ощутимо бьет по его авторитету. Да и не факт, что другой руководитель РБ будет более лояльным по отношению к РФ. Представляется, что политику интеграции следует строить на более прочных основаниях, чем диалог президентов.
В-третьих, пореформенная Россия, которая вот уже много лет находится в состоянии системного кризиса, так и не стала примером для своих соседей, не смогла организовать успешную реинтеграцию постсоветских государств, обеспечить внятную политику власти в этом направлении. Отсюда — напряженность в отношениях с рядом близких нам стран и отсюда же — потеря веры в идею Союза.
Однако не следовало бы ставить крест на этом проекте. Вспомним, что Европейский Союз к своему нынешнему состоянию шел 50 лет. К тому же можно строить союзнические отношения и без создания общих государственных структур, где камнем преткновения будет, к примеру, вопрос типа: а может ли глава Республики Беларусь стать президентом объединенного государства? История знает немало примеров, когда союзы государств разваливались, едва успев формально соорганизоваться. И, наоборот, примером отличных союзнических отношений являются США и Канада, которые успешно развивают эти отношения без надгосударственных органов.
Главное сейчас в российско-белорусских взаимодействиях — не допустить их развития по худшему сценарию, когда может произойти полное взаиморазочарование и окончательный «развод». Чтобы не допустить этого, руководящему составу двух стран следовало бы очень основательно и критично обсудить итоги десятилетнего пути и, поступившись амбициями, определить меры по коренному улучшению союзного строительства. Или же, отказавшись от иллюзий, предложить иной путь союзничества, основанный на реалистичных и твердо соблюдаемых договорах в экономике, политике, обороне и в гуманитарной сфере.


Цена: 0 руб.

Назад Заказать

"От Ельцина к...? Хроника тайной борьбы". Книга 1
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Кому достанется Россия после Ельцина? Лужкову, Черномырдину, Лебедю, Зюганову, Чубайсу, Немцову или совсем другому избраннику, чье имя пока неизвестно? Буквально с первых дней инаугурации Б. Ельцина на второй президентский срок развернулась жестокая, тайная и явная, война за право быть его преемником.
Книга руководителя одной из московских аналитических служб генерала В. А. Гусейнова повествует о невидимых схватках за власть в Кремле, развернувшихся с 1996 года. В ход идут лжепрогнозы и фальсификации, финансовые скандалы и утечка «доверительной информации». И все с одной целью – ввести конкурентов в заблуждение, усыпить их бдительность."

Полный текст
"От Ельцина к...? Война компроматов". Книга 3
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Первые две книги генерала КГБ, руководителя одной из московских аналитических служб В. А. Гусейнова пользовались большим успехом у читателей. 22-тысячный тираж был распродан за короткое время, пришлось делать допечатку.
В третьей книге автор продолжает начатую тему, доводя описание интригующих событий до конца 1999 года. Из его нового произведения вы узнаете о подоплеке взрыва жилых домов в Москве и тайных пружинах второй чеченской войны, о том, как возник «Ельцингейт», кто был режиссером других скандальных историй в преддверии президентских выборов в России."

Полный текст
 
Логин
Пароль
 
Подписаться на рассылку