Количество: 0
Сумма: 0
Корзина
Поиск по сайту
РУС | ENG
АРАБСКИЙ ВЕКТОР РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ

НОМЕР ЖУРНАЛА: 43 (1) 2011г.
РУБРИКА: Международные отношения
АВТОРЫ: Касаев Эльдар

Российско-арабские связи при Владимире Путине

В начале XXI века отмечается заметная активизация российско-арабских политико-экономических отношений. Об этом свидетельствуют участившиеся государственные визиты высшего российского руководства в страны Персидского залива и Северную Африку.
Надо сказать, что результаты поездок В.Путина в государства указанного региона оказались весьма серьезными. К примеру, была существенно снижена степень правовых рисков для потенциальных российских инвесторов в экономику Саудовской Аравии ввиду того, что в рамках первого в истории официального визита главы российского государства в Королевство, состоявшегося 11–12 февраля 2007 года, была подписана Конвенция об избежании двойного налогообложения доходов и капитала.
Издание «Аш-Шарк аль-Аусат» писало, что данное событие станет действенным катализатором, равно как и первый в истории российско-саудовских отношений визит наследного принца Абдаллы четырехлетней давности, поэтапного роста межгосударственного энергетического партнерства.
Кроме того, поездка В.Путина в компании с представителями крупного отечественного бизнеса и государственных структур была направлена на то, чтобы содействовать более тесному совместному энергетическому партнерству, так как в перспективные интересы обеих сторон входят нефтепромышленность и энергетика.
В 2003 году был запущен масштабный проект по освоению саудовских недр при помощи российских специалистов. 26 января 2004 года компания «Лукойл Оверзиз» выиграла тендер по разведке и разработке месторождений природного газа на Блоке А, расположенном в центральной части пустыни Руб эль-Хали. Рассчитанный на 40 лет контракт предусматривает создание совместного предприятия с государственной нефтяной компанией Saudi Aramco, в котором российская фирма станет оператором проекта.
Наладив эффективный диалог с саудовцами, В.Путин попытался сделать то же самое в соседнем государстве. 10 сентября 2007 года в ходе первого за 35-летнюю историю совместных отношений официального визита главы российского государства в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) президент уделил немало времени обсуждению с зарубежными коллегами перспектив двустороннего инвестиционного партнерства.
Заметим, что к этому моменту сторонами на институциональном уровне уже был сделан неплохой задел для развития многоплановых отношений в обозначенной области. Так, была учреждена Межправительственная российско-эмиратская комиссия по торговому, экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которую с российской стороны возглавляет С.Шматко, с эмиратской — министр иностранных дел А.аль-Нахайян. Также по линии коммерческих кругов налаживать предпринимательские контакты призван Российско-эмиратский деловой совет (РЭДС), соглашение о создании которого было подписано в Дубае в мае 2006 года между Российско-арабским деловым советом при ТПП России и Федерацией ТПП ОАЭ.
К тому моменту ОАЭ уже активно превращались в важный региональный центр ре-экспортной торговли, совершенствовали и расширяли систему действующих свободных экономических зон, все более аккумулируя международные финансовые и инвестиционные потоки, продолжали создание промышленных предприятий, развитие энергетики и инфраструктуры, включая нефте- и газопроводы. Рынок Эмиратов по праву можно на-звать привлекательным и перспективным. Во многом это было достигнуто при содействии государственного лобби российско-эмиратских проектов на высшем уровне.
Говоря о североафриканском направлении политики России в годы президентства В.Путина, следует отметить, что в этот период отношениям Кремля со странами этого региона также был задан новый импульс.
Достаточно напомнить, что политические и торгово-экономические связи между Россией и Марокко стали де-юре закреплены лишь после государственного визита В.Путина в Королевство Марокко в сентябре 2006 года. Тогда сторонами был подписан ряд межправительственных соглашений о сотрудничестве в различных областях.
В частности, Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, соглашения о сотрудничестве в области морского рыболовства, о сотрудничестве в сфере туризма, о культурном и научном сотрудничестве, о сотрудничестве в области массовых коммуникаций, меморандум о сотрудничестве в области физической культуры и спорта, а также соглашение о сотрудничестве в области здравоохранения.
Таким образом, Россия активизировала свою внешнюю политику на североафриканском векторе с тем, чтобы придать большую эффективность отношениям с Марокко.
Кроме того, президентом России были проведены еще визиты в другие страны, направленные на усиление существующей динамики двусторонних отношений. Справедливо считая, что на современном этапе Алжир бесспорно входит в число ведущих партнеров Москвы, но учитывая, что объемы внешней торговли и экономического взаимодействия в целом более чем скромные и не отражают своего коммерческого потенциала, а также уровня политических отношений и поддержки руководства двух стран, в марте 2006 года В.Путин посетил эту стану.
В результате были подписаны Межправительственное соглашение о торгово-экономических и финансовых отношениях и урегулировании задолженности Алжира перед Россией по ранее предоставленным кредитам; Конвенция об избежании двойного налогообложения; Соглашение между правительствами двух стран о поощрении и взаимной защите капиталовложений; Соглашение о сотрудничестве между ТПП России и ТПП Алжира.
Становится понятным и очевидным, что во время своего нахождения у руля государства глава России пытался не только выстроить сбалансированные отношения со странами Большого Ближнего Востока непосредственно на политическом поле, но и существенно улучшить перспективы совместных проектов в хозяйственной сфере, которые осуществляют российские предприниматели с арабскими коллегами.
Справедливости ради стоит подчеркнуть, что главы некоторых государств Большого Ближнего Востока «алаверды» осуществляли рабочие турне в Москву.
Достаточно напомнить, что нашу страну за последние годы посетили король Марокко Мухаммед VI и премьер-министр Д.Жетту, король Иордании Абдалла II, правительственная делегация Палестинской автономии во главе с руководителем политбюро движения ХАМАС Х.Машаалем, а также ряд других руководителей и политических лидеров арабских стран.

Российско-арабские связи при Дмитрии Медведеве

В отличие от своего предшественника, нынешний Президент России Д.Медведев предпочитает вести переговоры со странами региона преимущественно в рамках региональных и межрегиональных организаций (ЛАГ, ССАГПЗ, ОАЕ, ОИК). Особняком в этом списке стоит Форум стран — экспортеров газа (ФСЭГ), статус которого со времен президентства В.Путина претерпел серьезные изменения.
Напомним, что в декабре 2008 года в Москве, в ходе 7-й министерской встречи ФСЭГ, данную организацию из неформального объединения преобразовали в международную правительственную организацию. В Форум входят Алжир, Боливия, Венесуэла, Египет, Иран, Катар, Ливия, Нигерия, Россия, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея. А в декабре 2009 года на 9-й министерской встрече ФСЭГ в Дохе единогласным решением ее первым генеральным секретарем избрали представителя России Л.Бохановского.
Аналитики зачастую отождествляют ФСЭГ с «газовой ОПЕК». Смею им возразить. Данное ассоциативное наименование не обосновано, так оно никоим образом не отображает сущность организации, в уставе которой не предусмотрено никаких рычагов, позволяющих ей регулировать цены на газ. Напротив, согласно своему уставу, ФСЭГ не может заниматься квотированием газодобычи.
Кроме того, между Россией, Ираном и Катаром есть определенные разногласия. Тегеран настаивает, чтобы газовый форум в перспективе квотировал бы добычу газа и таким образом способствовал росту цен на топливо. Москва видит будущее организации как структуры, занимающейся совместными проектами, по созданию, предположим, газотранспортных сетей. Доха связывает свои газовые проекты с поставками СПГ в Европу.
Однако не следует наивно полагать, что российский глава проводит переговоры с зарубежными партнерами лишь в многостороннем формате. В октябре 2010 года Д.Медведев в составе делегации, включающей министра энергетики России С.Шматко, президента ТПП России Е.Примакова, председателя правления «Газпрома» А.Миллера, председателя совета директоров ТНК-ВР М.Фридмана, а также других чиновников и предпринимателей, посетил с официальным визитом Алжир. Данная поездка еще более упрочила шансы партнеров на стратегическое взаимодействие в инвестиционной и энергетической областях, подтвердив фактическое намерение стран расширять сотрудничество в геологоразведке и добыче газа на алжирской территории.
Это выразилось в подписании Меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству в газовой сфере между Министерством энергетики РФ и Министерством энергетики и шахт Алжира, а также Меморандума между этими же ведомствами о сотрудничестве в сфере энергетики.
Стоит отметить, что Д.Медведев неоднократно заявлял о необходимости сохранения преемственности российского как внутри-, так и внешнеполитического курса, поэтому с весны 2008 года внешняя политика нашего государства, в том числе на арабском векторе, в стратегическом плане не претерпела кардинальных изменений.
Ярким тому примером служит тот факт, что наше государство по-прежнему рассматривает возможность проведения в этом году в Москве международной конференции по Ближнему Востоку, но точные сроки данного мероприятия пока не определены.
Россия стремится усилить свои позиции в активно набирающем обороты исламском мире, укрепив собственный авторитет в арабо-африканском регионе. Надо сказать, что Москва справляется с поставленной задачей вполне успешно.
Достаточно напомнить, что проведенная осенью 2009 года в российской столице Международная научно-практическая конференция по Судану, в которой автору довелось выступать с докладом, дала необходимый импульс развитию российско-суданских политико-экономических отношений. Об этом в декабре 2009 года официально заявил президент Судана О.аль-Башир, сказав следующее: «В России мы видим не просто друга, но государство, которое всегда действует по справедливости, не оставляя в беде друзей». Кроме того, глава Судана подчеркнул, что между Москвой и Хартумом активно развиваются контакты в предпринимательской области.
Возвращаясь к политике и механизмам ее осуществления, следует заметить, что администрацией Д.Медведева были внесены некоторые тактические коррективы, направленные на обеспечение безопасности Кремля и защиту его интересов в арабском регионе в случае существенной радикализации политического курса ряда арабских стран, обусловленной перманентным усилением позиций религиозно-фундаменталистских сил в их властных структурах, особенно в тех институтах власти, которые напрямую или косвенно связаны с генерированием и реализацией внешней политики.
Почему ситуация на Ближнем Востоке продолжает так остро волновать Москву?
Прежде всего, не стоит забывать, что Россия связана международными обязательствами в качестве коспонсора ближневосточного мирного процесса (вместе с ООН, ЕС и США). Наша страна, безусловно, сохранит этот статус и в дальнейшем, поскольку Большой Ближний Восток был и остается для нас одним из ключевых, если не самым важным регионом в системе международных отношений на современном этапе.
Неслучайно летом 2009 года спецпредставитель президента России по Ближнему Востоку А.Салтанов осуществил рабочие визиты в Ливан и Сирию, а немногим ранее глава внешнеполитического ведомства С.Лавров принял участие в работе 36-й сессии Совета министров иностранных дел стран — членов Организации Исламская конференция (ОИК) в Дамаске.
Примечательно, что для российской внешней политики пока еще традиционной остается система установления и развития отношений с иностранными государствами прежде всего на двусторонней основе, а потом уже на уровне региональных и международных организаций.
Примером тому служат отношения нашей страны с большинством стран-членов ЕС: Россия предпочитает развивать отношения и решать возникающие проблемы с каждым конкретным государством в отдельности, а не со всей наднациональной структурой в целом, где по воле одного государства может быть приостановлено или же ветировано принятие решений по важным экономическим и политическим вопросам.
Таким образом, сравнив отношения Москвы с арабскими государствами во времена президентства В.Путина и Д.Медведева, можно прийти к такому выводу.
В отношении арабских стран Россия будет применять следующий подход: при со-хранении значимости арабского региона в целом, она будет развивать и укреплять отношения, а также решать возникающие проблемы как на двусторонней основе с каждым конкретным арабским государством в отдельности, так и на площадках международных организаций различного характера.
Приоритет, как представляется, будет отдаваться интенсификации и повышению эффективности экономических связей, военно-технического, научно-технического сотрудничества, результатом чего должно стать и усиление реального политического влияния, и восстановление авторитета России в этом обширном регионе.
В этой связи представляется целесообразным определить ключевые параметры модели развития внешней политики России на ее арабском векторе в случае существенной радикализации внешнеполитического курса арабских стран на региональном и межрегиональном уровнях.
В соответствии с Концепцией внешней политики Россия будет добиваться стабилизации обстановки на Ближнем Востоке, включая зону Персидского залива и Северную Африку, учитывая при этом воздействие ситуации в регионе на обстановку во всем мире. Используя свой статус коспонсора, Россия намерена вести линию на активное участие в нормализации обстановки в регионе после кризиса. В этом контексте приоритетной задачей России будет восстановление и укрепление ее позиций, особенно экономических, в этом богатом и важном для наших интересов районе мира.
Рассматривая Большое Средиземноморье как связующий узел таких регионов, как Ближний Восток, Черноморский регион, Кавказ, бассейн Каспийского моря, Россия намерена проводить целенаправленный курс на превращение его в зону мира, стабильности и добрососедства, что будет способствовать продвижению российских экономических интересов, в том числе в вопросе выбора маршрутов прохождения важных потоков энергоносителей.



Цена: 0 руб.

Назад Заказать

"От Ельцина к...? Хроника тайной борьбы". Книга 1
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Кому достанется Россия после Ельцина? Лужкову, Черномырдину, Лебедю, Зюганову, Чубайсу, Немцову или совсем другому избраннику, чье имя пока неизвестно? Буквально с первых дней инаугурации Б. Ельцина на второй президентский срок развернулась жестокая, тайная и явная, война за право быть его преемником.
Книга руководителя одной из московских аналитических служб генерала В. А. Гусейнова повествует о невидимых схватках за власть в Кремле, развернувшихся с 1996 года. В ход идут лжепрогнозы и фальсификации, финансовые скандалы и утечка «доверительной информации». И все с одной целью – ввести конкурентов в заблуждение, усыпить их бдительность."

Полный текст
"От Ельцина к...? Война компроматов". Книга 3
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Первые две книги генерала КГБ, руководителя одной из московских аналитических служб В. А. Гусейнова пользовались большим успехом у читателей. 22-тысячный тираж был распродан за короткое время, пришлось делать допечатку.
В третьей книге автор продолжает начатую тему, доводя описание интригующих событий до конца 1999 года. Из его нового произведения вы узнаете о подоплеке взрыва жилых домов в Москве и тайных пружинах второй чеченской войны, о том, как возник «Ельцингейт», кто был режиссером других скандальных историй в преддверии президентских выборов в России."

Полный текст
 
Логин
Пароль
 
Подписаться на рассылку