Количество: 0
Сумма: 0
Корзина
Поиск по сайту
РУС | ENG
БЕЗЪЯДЕРНЫЙ МИР К 2045 ГОДУ. РЕАЛЬНО ЛИ ЭТО?

НОМЕР ЖУРНАЛА: 42 (4) 2010г.
РУБРИКА: Международные отношения
АВТОРЫ: Козин Владимир

В ходе своей предвыборной кампании в сентябре 2008 года тогдашний кандидат в президенты США Б.Обама обещал «определить новое направление в политике применения ядерного оружия и показать всему миру, что Соединенные Штаты разделяют обязательство о полной ликвидации всех видов ядерного оружия, вытекающее из Договора о нераспространении ядерного оружия». Он пообещал, что ликвидация ядерного оружия в глобальном масштабе станет «центральным элементом ядерной политики США», а также заверил, что в интересах достижения этой цели он будет «стремиться к тому, чтобы США и Россия вышли на реальные и поддающиеся проверке сокращения всех видов принадлежащих им ядерных вооружений — как оперативно развернутых, так и оперативно неразвернутых, стратегических или нестратегических».
Выступая в Праге 5 апреля 2009 года, Б.Обама с некоторой оговоркой вновь высказался за построение безъядерного мира. На состоявшемся 24 сентября 2009 года специальном заседании Совета Безопасности ООН по проблемам ядерного нераспространения он подтвердил готовность Вашингтона двигаться к миру без ядерного оружия, но лишь в общем виде, без указания хотя бы примерных сроков выхода на этот рубеж. В ходе общеполитической дискуссии на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 23 сентября 2010 года он вновь затронул тему «создания мира, свободного от ядерного оружия», но вновь не обозначил никаких сроков достижения этой цели.
Готовы ли США двигаться к ней?

Подавляющее число государств мира уже давно высказывается за полное освобождение нашей планеты от «ядерного Дамоклова меча». Ядерное оружие сегодня остается единственным реально существующим видом оружия массового уничтожения, если учесть факт введения полного запрета на производство и применение химического и биологического оружия после принятия соответствующих международных конвенций.
К сожалению, заявленная готовность Вашингтона добиться создания безъядерного мира представляется весьма сомнительной как по объективным, так и по субъективным причинам.
Во-первых, из-за неизменности наступательных ядерных и космических стратегий и доктрин США, в особенности принятых и адаптированных американским руководством в 2005–2010 годы. Об этом свидетельствует обновленная администрацией президента Б.Обамы 6 апреля 2010 года ядерная стратегия США «Обзор построения ядерных сил», которая по-прежнему основывается на «наступательном ядерном сдерживании». Данная стратегия содержит установку на нанесение первого превентивного ядерного удара по любому государству мира в любое время, не дожидаясь агрессии с его стороны.
Во-вторых, по причине сохранение «опоры на ядерные средства» в качестве главного компонента стратегии ядерного сдерживания США «в XXI веке».
В-третьих, из-за отсутствия у Вашингтона четкого представления о графике и объемах поэтапного уничтожения ядерного оружия. Президент Б.Обама до сих пор не обозначил даже примерный срок выхода на «глобальный ядерный нуль» и не предложил поэтапную схему его достижения, как, скажем, это было сделано в «глобальном безъядерном плане», предложенном М.С.Горбачевым 24 года назад.
В-четвертых, неготовности США призывать своих натовских союзников к ядерному разоружению, которые, в свою очередь, заявляют о невозможности двигаться к безъядерному миру до тех пор, пока США и Россия резко не сократят свои СНВ.
В-пятых, идя навстречу сторонникам модернизации американских СНВ, администрация Б.Обамы пообещала им выделить на эти цели в ближайшие десять лет 80 млрд. долларов.
Симптоматично, что на всех международных форумах, где затрагивается тема ядерного разоружения, в том числе и на форумах ООН, США из года в год стабильно тормозят ее конструктивное обсуждение и принятие конкретных мер в этой области.
Нельзя сбрасывать со счетов и субъективный фактор. Заметно, что военно-промышленный комплекс США, заинтересованный в бессрочном сохранении ракетно-ядерного оружия, продолжает массированное давление на Б. Обаму с тем, чтобы он отказался от идеи о безъядерном мире. Это подтвердила дискуссия вокруг ратификации подписанного 8 апреля 2010 года в Праге «Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений» (ДСНВ-2010), состоявшаяся в американском законодательном сообществе после его подписания. Основными аргументами противников этого договора являлись утверждения, что он приведет к «одностороннему ядерному разоружению» и «выхолащиванию стратегии ядерного сдерживания», а также «резкому снижению ядерного потенциала США»8. Дискуссия, развернувшаяся там вокруг ратификации этого договора, показала, что в американском обществе еще сильны силы, выступающие за бессрочное сохранение ракетно-ядерных систем.
Первые признаки колебаний в вопросе о целесообразности выхода на «глобальный ядерный нуль» у нынешнего хозяина Белого дома уже проявились. Касаясь этой темы во время своего выступления в Праге 5 апреля 2009 года, он открыто заявил: «Я не настолько наивен, чтобы думать, что эта цель будет достигнута быстро. Возможно, это не случится даже при моей жизни». Позднее оговорку о невозможности добиться безъядерного мира сделала государственный секретарь США Х.Клинтон. Выступая 21 октября 2009 года в Американском институте проблем мира в Вашингтоне, она пошла еще дальше, заявив, что безъядерный мир не будет построен уже при жизни «последующих поколений» американцев.

Основные препятствия глобального характера

За минувшие шестьдесят четыре года после создания ядерного оружия тема его полной и повсеместной ликвидации не раз поднималась в мировой политике отдельными странами, государственными деятелями, представителями академических кругов и неправительственных организаций. Но все они, за исключением детально разработанного плана создания безъядерного мира, с которым в 1986 году выступил тогдашний Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев, не содержали конкретных идей о путях достижения указанной цели.
Тем не менее, усилия, направленные на полную ликвидацию ядерного оружия, по-прежнему отвечают логике довольно емкой философской максимы, которую на встрече в Рейкьявике в октябре 1986 года сформулировали советский и американский руководители: «Ядерная война не должна быть развязана, в ней не может быть победителей».
Движение к «глобальному ядерному нулю» возможно лишь в условиях укрепления стратегической стабильности, неукоснительного соблюдения принципа равной безопасности для всех, а также решения целого ряда других специфических задач.
Это потребует реализации многостороннего комплекса мер, необходимых для устойчивого и последовательного развития разоруженческого процесса. Среди таких мер могут быть: продолжение процесса ядерного разоружения всеми государствами, обладающими ядерным оружием, их «плавное» присоединение к усилиям в этой сфере, уже предпринимаемым Россией и США; предотвращение размещения оружия в космосе; недопустимость принятия на вооружение СНВ в обычном оснащении, то есть создания так называемого «компенсирующего потенциала»; обеспечение гарантий отсутствия у государств «возвратного ядерного потенциала»; недопустимость попыток использовать участие в ДНЯО для реализации военных ядерных программ; контролируемое прекращение наращивания обычных вооружений в сочетании с параллельным решением других международных проблем, включая урегулирование региональных конфликтов.
Ядерное разоружение — задача не только ядерных стран, но и всех без исключения участников ДНЯО. Столь масштабная цель, как достижение «глобального ядерного нуля», может рассматриваться только в неразрывной связи с надежным обеспечением жизнеспособности ключевых разоруженческих и нераспространенческих инструментов. Во многом освобождению нашей планеты от ядерного оружия способствует продолжение практики создания зон, свободных от ядерного оружия, но в последние годы она затормозилась.
К сожалению, не все страны мира поддерживают «антиядерные резолюции» на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Так, не получили полной поддержки на предыдущей сессии резолюция 64/47 «Подтверждение решимости добиваться полной ликвидации ядерного оружия» (поддержало 171 государство, одно выступило «против», 8 государств «воздержались»); резолюция 64/53 «Ядерное разоружение», где отмечалось, что настало подходящее время для того, чтобы все государства, обладающие ядерным оружием, приняли эффективные меры в области разоружения «в целях полной ликвидации этого оружия, по возможности, скорее» (ее поддержали 111 государств, в том числе Россия; против голосовали 45 государств и 19 стран «воздержались»). Не все страны высказались в поддержку резолюции 64/57 «На пути к миру, свободному от ядерного оружия: ускорение осуществления обязательств в отношении ядерного разоружения»: ее одобрили 169 стран мира, в том числе Россия и КНР, но отвергли пять государств (в частности, Израиль и Индия) и воздержались еще пять стран (в том числе Великобритания и Пакистан). Напомним, что пункт 3 этой резолюции содержал призыв ко всем государствам, обладающим ядерным оружием, «ускорить осуществление практических шагов по достижению ядерного разоружения».
До сих пор не выработан хотя бы примерный план ликвидации ядерного оружия в глобальном масштабе: на специальном заседании Совета Безопасности ООН по проблемам ядерного разоружения и нераспространения, состоявшемся в сентябре 2009 года, из ядерной пятерки только Россия и КНР высказались за разработку подобного плана.

Возможные взгляды России на сроки и обязательства

Российская Федерация исходит из того, что движение к безъядерному миру возможно и необходимо, но не любой ценой. Разоружаться в одностороннем порядке, заведомо соглашаясь с нарушением принципа равенства и одинаковой безопасности в процессе сокращения ядерных потенциалов, Москва не имеет права и никогда не будет. В новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отнюдь не случайно упомянута формула поддержания «паритета» с США в области СНВ в условиях развертывания ими глобальной системы ПРО и реализации концепции «Глобального молниеносного удар» с использованием стратегических носителей в ядерном и неядерном оснащении. Россия не может двигаться в одиночку к безъядерному миру. Это не отвечало бы интересам ее национальной безопасности.
Конечно, ядерное оружие еще будет играть определенную роль в выравнивании или компенсации исторически сложившихся дисбалансов по другим видам вооружений. Но ядерное оружие не может устранить подобные дисбалансы: такую задачу могут решить только соответствующие многосторонние переговоры. Оно не в состоянии раз и навсегда предотвратить или ликвидировать региональные конфликты, где используются обычные виды вооружений.
С целью достижения безъядерного мира должны быть не только уничтожены все ядерные боезаряды у всех без исключения стран мира. До этого все они должны подписать и ратифицировать ДВЗЯИ, присоединиться к ДНЯО. Параллельно следует прекратить производство расщепляющихся материалов, используемых для создания ядерного оружия, обеспечить уничтожение или конверсию соответствующих производственных мощностей по сборке ядерных боеприпасов. Начиная с определенной даты, ядерные государства должны остановить наработку оружейного плутония и урана до уровня обогащения, необходимого для создания ядерного оружия. Необходимо будет демонтировать промышленную базу создания средств доставки ядерных боезарядов, переориентировать научно-исследовательские центры и лаборатории, занимающиеся вопросами модернизации ядерных вооружений. Параллельно необходимо пересмотреть военные доктрины всех ядерных государств, исключив из них ядерный компонент.
Наконец, потребуется детальная проработка мер национального и международного контроля над всеми этими процессами. Целесообразно принять международные договоры, которые обеспечивали бы равную, неделимую и универсальную безопасность для всех государств мира на безъядерных принципах и при пониженных уровнях обычных вооружений.
Конечно, обозначенные действия, направленные на уничтожение ракетно-ядерных систем, повлекут за собой значительные финансовые издержки. Но эти расходы будут меньше, чем постоянные крупные денежные «вливания» в бесконечную ядерную гонку, которая продолжается с разной степенью интенсивности уже 65 лет.
Разумеется, если ядерные государства и неядерные страны искренне желают раз и навсегда ликвидировать ядерное оружие, то они должны совместно разработать и утвердить примерный план достижения обозначенной цели. Этот план-график могла бы предварительно составить специально созданная международная группа правительственных и неправительственных экспертов уже в 2011 году.
Что касается реальных и конкретных сроков выхода на «глобальный ядерный нуль», то представляется вполне возможным выйти на него уже к 2045 году — к трагической 100-й годовщине создания и реального применения ядерного оружия. Оставшиеся до этого срока 35 лет являются вполне достаточными, чтобы поэтапно и под эффективным национальным и международным контролем ликвидировать все ядерные оружейные запасы в мире — как стратегические, так и тактические. Создание безъядерного мира к этой дате вполне реально.
Такая цель должна и может быть достигнута только на многосторонней основе, с твердым обязательством всех государств никогда и ни при каких обстоятельствах не создавать ракетно-ядерное оружие вновь. Гарантией достижения и сохранения мира без ядерных вооружений должна стать всемирная договоренность о введении, в случае необходимости, самых жестких санкций против государств-нарушителей подобного обязательства, вплоть до применения против них принудительных силовых акций с помощью коллективных вооруженных сил.



Цена: 0 руб.

Назад Заказать

"От Ельцина к...? Хроника тайной борьбы". Книга 1
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Кому достанется Россия после Ельцина? Лужкову, Черномырдину, Лебедю, Зюганову, Чубайсу, Немцову или совсем другому избраннику, чье имя пока неизвестно? Буквально с первых дней инаугурации Б. Ельцина на второй президентский срок развернулась жестокая, тайная и явная, война за право быть его преемником.
Книга руководителя одной из московских аналитических служб генерала В. А. Гусейнова повествует о невидимых схватках за власть в Кремле, развернувшихся с 1996 года. В ход идут лжепрогнозы и фальсификации, финансовые скандалы и утечка «доверительной информации». И все с одной целью – ввести конкурентов в заблуждение, усыпить их бдительность."

Полный текст
"От Ельцина к...? Война компроматов". Книга 3
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Первые две книги генерала КГБ, руководителя одной из московских аналитических служб В. А. Гусейнова пользовались большим успехом у читателей. 22-тысячный тираж был распродан за короткое время, пришлось делать допечатку.
В третьей книге автор продолжает начатую тему, доводя описание интригующих событий до конца 1999 года. Из его нового произведения вы узнаете о подоплеке взрыва жилых домов в Москве и тайных пружинах второй чеченской войны, о том, как возник «Ельцингейт», кто был режиссером других скандальных историй в преддверии президентских выборов в России."

Полный текст
 
Логин
Пароль
 
Подписаться на рассылку