Количество: 0
Сумма: 0
Корзина
Поиск по сайту
РУС | ENG
Конфликт стратегий межэтнического взаимодействия

НОМЕР ЖУРНАЛА: 36 (2) 2009г.
РУБРИКА: Дебют
АВТОРЫ: Умаханов Магомед

Этнополитическая проблематика современной России является одной из тех социальных реальностей, которая оказывает существенное влияние на общественно-политическую жизнь страны. Растущая роль этнонационального фактора связана с той активной ролью, которую играют межэтнические, межнациональные взаимодействия в качестве одной из основополагающих реалий, определяющих ту или иную меру политической стабильности в обществе и стране. При этом и власть, и общество располагают значительными возможностями для того, чтобы межэтническое взаимодействие стимулировало и обогащало динамику развития российского общества, каждого из народов Российской Федерации. Однако следует признать, что межэтнические отношения — наиболее противоречивая, слабоконтролируемая сфера общественно-политических отношений.

Особенно трудно поддается политико-правовому регулированию та сторона межэтнических отношений, которая охватывает сферу непосредственных межличностных контактов. Может быть, именно поэтому потенциал позитивных возможностей межэтнических отношений не реализуется в полной мере из-за стихийного роста масштабов межэтнического общения, вызывающего обострение противоречий в данной сфере общественно-политических отношений. Причем, они нередко сознательно и целенаправленно провоцируются определенными политическими силами. Впрочем, есть и объективные причины усиления конфликтогенности межэтнического взаимодействия. Речь в данном случае идет о том, что происходит стремительный рост масс людей различных национальностей, которые вовлекаются в процессы межэтнического взаимодействия, будучи, как правило, неподготовленными к общению с носителями иных традиций, культур и конфессий.

Столь сложные и масштабные процессы в обществе должны регулироваться органами государственной власти с позиций общенациональных интересов, включая интересы защиты прав и достоинства человеческой личности, ее этнокультурных особенностей и интересов. Между тем, неконтролируемый характер стихийных массовых межэтнических контактов нередко превращает общение в пространство провокативных действий, нацеленных на межэтническое разобщение людей, создание ситуации межэтнического противостояния. В основе их обнаруживаются проявления конкретных националистические, национал-шовинистических стратегий межэтнической розни. Им, в свою очередь, противостоит гуманистическая стратегия толерантного межэтнического сотрудничества и социокультурного взаимообогащения.

В зависимости от приверженности к тем или иным идеологемам одни люди вступают в общение, руководствуясь идеей собственной национальной исключительности, проявляя высокомерное отношение к другим национальностям. С иных — космополитических — позиций национальные особенности расцениваются в качестве пережитков прошлого, что вызывает ответную протестную реакцию. Третьи участвуют в межэтническом общении, основываясь на признании равенства и равноправия народов, равноценности национальных культур и национальных идентичностей.

В первом случае, как правило, утверждаются дискриминационные позиции, во втором — пренебрежительное отношение к инонациональному. И лишь в третьем — возможны уважительные партнерские отношения между различными национальностями и их отдельными представителями.

Опыт новейшей политической истории России наглядно свидетельствует: национализм, с присущим ему антидемократизмом, отрицает равноправные взаимоотношения между народами и национальными культурами, что ведет их к неизбежному противостоянию. В основе этой стратегии — абсолютизация национальных особенностей и интересов, этноцентризм — как специфическое отношение к окружающему миру. Космополитизм с характерным для него анархистским отрицанием межэтнических реалий и различий оборачивается отрицанием значимости этнических традиций и границ, что не может служить надежным основанием стабильных и полнокровных межэтнических отношений. Лишь подлинно патриотическая парадигма, сочетаемая с интернационалистскими идеями равноправия и равноценности народов и культур, может служить основой межэтнической солидарности и сотрудничества.

Одним из опасных заблуждений, культивируемых определенными политическими кругами, является представление о национализме как единственно верной идеологической и политической практике, включая своевольные, эгоцентристские интерпретации национальных ценностей и интересов, позитивный характер межэтнических отношений. Исторический опыт 1980–1990-х гг. свидетельствует, что национализм не развивает и не обогащает, а деформирует национальное самосознание людей, их политический образ жизни. В итоге, обостряются, провоцируются межэтнические отношения, рознь и конфликты.

Есть своя закономерность в том, что национальное самосознание народов в ходе радикальных общественных изменений в стране превратилось в арену идеологических и политических противоречий между патриотическими и националистическими тенденциями, между гуманистическими, демократическими идеалами и шовинистическими, национал-сепаратистскими идеями, взглядами и политиками. Национализм как идеологический и социально-психологический феномен, обнаружив способность к активной социально-политической мимикрии, нередко паразитирует на демократических процессах и лозунгах и на деле используется в качестве инструмента насаждения межэтнического недоверия и розни. «Возрожденческие» процессы националистического прочтения истории, волюнтаристское переосмысление существующих этнополитических реалий, этноцентристские интерпретации права народов на самоопределение обнажают атмосферу идеологической и политической вседозволенности в межэтнических отношениях.

Негативным тенденциям в сфере межэтнических отношений противостоят гуманистические идеи, ценности и традиции. Они ориентированы на нравственные и правовые критерии этнонациональной политики, на приоритет человечности и межэтнической солидарности между людьми разных национальностей, признание законности реальных национально-специфических интересов в каждой национальности.

Гуманизм в сфере межэтнических отношений предполагает признание ценности человека как личности, ее прав на свободное развитие и проявление своих способностей, независимо от этнических корней и расовых особенностей. Проводить национальную гуманистическую политику — значит регулировать межэтнические отношения с учетом интересов всех участников взаимодействия. Гуманизм в политике означает последовательное проведение принципов справедливости и свободного выбора в межэтнических отношениях. Базовая идея гуманизма — создание благоприятных условий совершенствования возможностей и способностей человека, в том числе в сфере межэтнического взаимодействия и сотрудничества; свободы выражения этнонациональных интересов, традиций и ценностей; защита национального достоинства, прав и гражданских свобод каждого человека. Что же касается государства, то для его этнонациональной политики первоочередной задачей является обеспечение, удовлетворение потребностей, жизненных интересов людей, независимо от их расы, социального положения, национальности, вероисповедания.

Одной из наиболее актуальных задач государственной власти в настоящее время является обеспечение безопасности в сфере межэтнических отношений. Недостаточно учитываются последствия быстрых изменений этнической структуры многих регионов страны, демографического дисбаланса в ряде регионов, связанного с миграционными процессами, включая трудовую миграцию и вынужденное переселение. Они, в свою очередь, сопровождаются пересечением межэтнических границ представителями различных национальностей и проблемам этнокультурной адаптации. Нельзя не заметить недостатков в информационном ресурсе государственной этнонациональной политики, призванной прогнозировать ситуацию, запрещать пропаганду национальной неприязни, публично осуждать насилие в межэтнической сфере.

При огромном позитивном интеграционном потенциале культура межэтнического общения, ее возможности, принципы и нормы реально не используются в ходе непосредственного взаимодействия различных национальностей. Между тем, в работе по реализации духовно-интеллектуального потенциала культуры общения ведущая роль принадлежит политическим институтам общества и, прежде всего, государства, в лице его законодательных, исполнительных и судебных органов. Государство разрабатывает законодательные нормы, определяющие поведение граждан; формирует и закрепляет национальные, политические символы; осуществляет национальную политику, отвечающую интересам всех народов России, защищает права и свободы граждан в сфере межэтнических отношений. Судебные органы, в свою очередь, призваны стоять на страже интересов, прав и достоинства граждан различных национальностей.

 Наряду с государством и в тесном с ним взаимодействии, в регулировании межэтнических отношений, формировании культуры межэтнического общения участвуют общественные организации. В первую очередь, это политические партии, религиозные институты, общественные организации и движения. Они призваны закладывать основы толерантных отношений, формировать этику поведения в многоэтничной среде. Значительные возможности для достижения межэтнического согласия и развития культуры межэтнического общения имеются у органов местного самоуправления. При этом следует заметить, что уровень культуры общения отражает не только характер поведения отдельных людей, но и уровень развития каждого данного сообщества, его образа жизни, гуманистического сознания.

 Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что цель и культура общения заключаются в том, чтобы служить одним из способов саморегуляции межэтнического взаимодействия посредством нормативного (культурно-бытовая традиция, моральные, этнические правовые нормы) регулирования. Особенно важен учет связи культуры общения с опытом и традициями предшествующих поколений. Вместе с тем, необходимо радикальное обновление и обогащение культуры межэтнического общения либеральными демократическими ценностями в сочетании с толерантностью и культурой мира. При этом необходимо поощрять развитие и распространение ненасильственной ментальности и терпимости. Особенно в работе по профилактике этнического и религиозного экстремизма, когда этнополитическая ситуация находится под контролем органов государственной власти и не грозит перерасти в межэтнический конфликт.

 Гуманистические ценности и традиции общественно-политических, межэтнических отношений складывались веками и конституированы в современных важнейших международных правовых документах и политических декларациях (Устав ООН, документы ОБСЕ и т.д.). Воплощены они и в Конституции Российской Федерации. Вопрос в том, чтобы неукоснительно и последовательно осуществлять их в реальной политической и правовой практике на всех уровнях межэтнического взаимодействия и общения.



Цена: 0 руб.

Назад Заказать

"От Ельцина к...? Хроника тайной борьбы". Книга 1
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Кому достанется Россия после Ельцина? Лужкову, Черномырдину, Лебедю, Зюганову, Чубайсу, Немцову или совсем другому избраннику, чье имя пока неизвестно? Буквально с первых дней инаугурации Б. Ельцина на второй президентский срок развернулась жестокая, тайная и явная, война за право быть его преемником.
Книга руководителя одной из московских аналитических служб генерала В. А. Гусейнова повествует о невидимых схватках за власть в Кремле, развернувшихся с 1996 года. В ход идут лжепрогнозы и фальсификации, финансовые скандалы и утечка «доверительной информации». И все с одной целью – ввести конкурентов в заблуждение, усыпить их бдительность."

Полный текст
"От Ельцина к...? Война компроматов". Книга 3
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Первые две книги генерала КГБ, руководителя одной из московских аналитических служб В. А. Гусейнова пользовались большим успехом у читателей. 22-тысячный тираж был распродан за короткое время, пришлось делать допечатку.
В третьей книге автор продолжает начатую тему, доводя описание интригующих событий до конца 1999 года. Из его нового произведения вы узнаете о подоплеке взрыва жилых домов в Москве и тайных пружинах второй чеченской войны, о том, как возник «Ельцингейт», кто был режиссером других скандальных историй в преддверии президентских выборов в России."

Полный текст
 
Логин
Пароль
 
Подписаться на рассылку