Количество: 0
Сумма: 0
Корзина
Поиск по сайту
РУС | ENG
НАТО – 60. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

НОМЕР ЖУРНАЛА: 35 (1) 2009г.
РУБРИКА: Международные отношения
АВТОРЫ: Ян Антони (Великобритания)

В начале апреля 2009 года главы государств и правительств стран НАТО проведут встречу по случаю 60-й годовщины существования альянса. Ожидается, что на встрече будет начат процесс выработки новой стратегической концепции НАТО, т.е. приведения в соответствие с современными условиями документа от 1999 года. Встреча на высшем уровне в рамках НАТО станет первой возможностью для президента Барака Обамы продемонстрировать, как он собирается выполнять свое обещание качественно изменить внешнюю политику США.
Во время «холодной войны» стратегическая концепция НАТО представляла собой ограниченный по своей тематике документ, сфокусированный на военных аспектах планирования, организации и развертывания войск. План времен «холодной войны» отвечал необходимости проведения быстрых военных операций в ответ на агрессию, поскольку предполагаемые сценарии развития конфликтов не оставляли времени для оценки вариантов и пересмотра стратегий. После 1990 года документ превратился в (как его тогда называли) декларацию об основных задачах альянса.
Приблизительно раз в 10 лет НАТО вносила изменения в стратегическую концепцию, отчасти для того, чтобы разъяснить общественности общее направление деятельности альянса. В концепции 1991 года пояснялось, что принципы обороны и разрядки напряженности (как основы подхода НАТО к странам Восточной Европы в период после конца 1960-х годов) дополняются элементами диалога и сотрудничества. В документе 1999 года были введены понятия кризисного управления и ответных действий в условиях кризиса, включая сотрудничество в ходе операций по поддержанию мира со странами, не являющимися членами НАТО, а также говорилось о помощи со стороны НАТО разрушенной войной западной части Балканского полуострова.
В 1999 году лидеры стран альянса зафиксировали, что НАТО сыграла ключевую роль в усилиях по установлению новых форм сотрудничества и взаимопонимания во всем Европейско-Атлантическом регионе и взяла на себя обязательство предпринять кардинально новые действия в интересах большей стабильности. С этими основополагающими выводами согласились почти все аналитики стран НАТО.
В настоящее время, отмечая 60-летний юбилей, НАТО едва ли может убедительно привести такие же аргументы. Основные текущие примеры трансатлантического сотрудничества скорее дают повод для её критики.
Что касается политической ситуации, то во время «холодной войны» было просто определить и согласовать между союзниками задачи НАТО. Однако после 1991 года альянс пытался скорее реагировать на быстро меняющуюся международную ситуацию, чем определять свою единую задачу, – наподобие той, что имеет место в Афганистане.
Международные силы содействия безопасности в Афганистане (ISAF) были образованы в январе 2002 года в качестве коалиционного формирования, развернутого под эгидой Совета Безопасности ООН. Взяв в августе 2003 года на себя ответственность по руководству ISAF, НАТО прежде всего хотела доказать США, что она по-прежнему является полезным инструментом трансатлантического сотрудничества. Между тем в 1999 году американские военные обнаружили в Косово, что при осуществлении боевых операций в составе натовских формирований им навязывают неприемлемые условия, ограничивающие их в плане применения силы. Несмотря на то, что США участвуют в ISAF, они совместно с несколькими партнерами (а именно, Австралией и Великобританией) также имеют отдельное военное командование в Афганистане для осуществления собственной операции «Несокрушимая свобода».
Лидеры НАТО постепенно расширили мандат и ответственность ISAF за рамки ограниченных задач, которые были согласованы вначале. В настоящее время НАТО берет обязательства, выходящие далеко за пределы возможностей собственно блока, – это фактически признала новая американская администрация, приступив к изучению возможностей нового регионального партнёрства, в том числе с Ираном, и в то же самое время понижая ожидания в отношении того, что может быть достигнуто в Афганистане.
С военной точки зрения, НАТО в Афганистане фактически демонстрировала способность вести военные действия в любой точке мира. Однако эти военные операции также показали, насколько сильно НАТО изменилась за последние 15 лет, поскольку военное планирование теперь ведется с учетом того факта, что союзники имеют дело не только с единственной, однонаправленной угрозой своей территориальной целостности и суверенитету.
Операции в Афганистане не продемонстрировали военную эффективность НАТО. Напротив, опыт показал, насколько трудно для НАТО приспособиться к новым задачам из-за бюджетных ограничений, а также политических и юридических проблем в результате использования вооруженных сил не для самообороны, а для других целей. В целом, большинство военных подразделений стран НАТО по-прежнему обучается и оснащается техникой, необходимой для обороны своей страны, а не для операций за границей.
Объединенная система управления НАТО – уникальный вклад в структуру безопасности – также была подорвана. До 1991 года войска были жестко интегрированы в единый согласованный план, который военным предстояло выполнять без политического вмешательства в случае начала боевые действий, поскольку не было бы времени для дебатов и обсуждений. В настоящее время у правительств есть возможности для выбора плана действий на всех стадиях: до, в течение и после выполнения задачи. Принимающие участие в операциях в Афганистане страны, безусловно, используют эти возможности.
В результате, руководители группировки НАТО в Афганистане должны принимать во внимание тот факт, что под их командованием есть, во-первых, подразделения, которые готовы к боевым действиям высокой степени риска, во-вторых, подразделения, готовые к боевым действиям, но только в ограниченных масштабах, и, в-третьих, подразделения, которые имеют политические инструкции не принимать участия в каких-либо крупных военных операциях.
Изменение в характере боеспособности нашло своё отражение в военных учениях НАТО. В 1950-х годах прошлого столетия НАТО обычно проводила примерно 100 крупных учений в год, в которых подразделения национальных армий находились под централизованным командованием для отработки ответных совместных действий в случае нападения. В 1990-х годах количество ежегодных крупных военных учений резко сократилось – до 1–2 в год, а участие в них союзников стало ограниченным. НАТО теперь проводит больше учений для развития военного сотрудничества со странами, которые не являются членами НАТО (включая Россию), нежели учений в рамках самого альянса.
Несколько крупных учений с участием только войск стран НАТО должны обеспечить развитие Сил Реагирования НАТО (СРН) – 25-тысячной группировки сухопутных, военно-воздушных, морских и специальных войск, которая может быть быстро развернута в любой точке земного шара для проведения любых видов операций, включая эвакуацию гражданских лиц из зон конфликтов, ликвидацию последствий природных катастроф и контртеррористическую борьбу.
СРН были созданы в конце 2002 г. по предложению США и, безусловно, представляют собой весьма мощную силу, которая со временем должна обеспечить трансформацию военных возможностей всех стран-членов НАТО. Не все подразделения армий стран НАТО, однако, могут войти в состав СРН. Чтобы стать частью СРН, то или иное воинское подразделение должно сначала продемонстрировать, что оно отвечает определенным стандартам подготовки и уровню оснащенности. Только подразделения, которые пройдут этот «входной» тест, могут быть включены в разработку новых оперативных концепций и технологий.
Развитие СРН призвано устранить существующий огромный разрыв между военными возможностями США и многих их союзников по НАТО. СРН не имеют целью восстановление объединенного командования над всеми войсками стран НАТО, но должны способствовать тому, чтобы хотя бы некоторые подразделения войск европейских стран в будущем могли действовать наравне с американскими войсками.
Дополнительная сложность состоит в том, что процесс расширения НАТО путем включения в организацию новых стран сделал задачу обеспечения политического и военного единства и эффективности еще более сложной. В 2008 г. началась острая дискуссия между теми странами, которые в первую очередь озабочены повышением эффективности экспедиционных операций НАТО (прежде всего в Афганистане), и теми государствами, которые считают, что возможности НАТО по обеспечению территориальной обороны в Европе слишком резко сократились и что именно этот аспект оперативного планирования НАТО должен быть усилен.
С учетом недавней инаугурации нового президента США в столицах многих стран появилась естественная тенденция к тому, чтобы подо-ждать новых предложений Вашингтона по таким вопросам, как расширение НАТО и ПРО, прежде чем занимать определенную позицию по сотрудничеству в реализации тех или иных инициатив. Этот подход «подождать и посмотреть» вполне понятен и, возможно, неизбежен, вопрос, однако, состоит в том, приведет ли он к наилучшим результатам.
Последние заявления заставляют предположить, что президент Обама хотел бы, чтобы НАТО легче вписывалась в рамки партнерства. В этом случае НАТО должна стремиться более эффективно взаимодействовать с любым партнером (включая государства, международные организации и негосударственные структуры), который может способствовать успеху миротворческих операций в рамках всеобъемлющего подхода, объединяющего военные инструменты с политическими и экономическими ресурсами. Единственное, что может воспрепятствовать реализации этой тенденции, – это усиление опасений, что один или несколько союзников по НАТО могут столкнуться со значительным ростом угрозы их территориальной целостности, политической независимости и безопасности.

В этой связи высшим приоритетом сегодня является честная и открытая дискуссия для выработки общей оценки законных интересов безопасности всех действующих акторов в Европейско-Атлантическом регионе, что станет началом разработки адекватной реалиям XXI века системы безопасности и для Европы.



Цена: 0 руб.

Назад Заказать

"От Ельцина к...? Хроника тайной борьбы". Книга 1
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Кому достанется Россия после Ельцина? Лужкову, Черномырдину, Лебедю, Зюганову, Чубайсу, Немцову или совсем другому избраннику, чье имя пока неизвестно? Буквально с первых дней инаугурации Б. Ельцина на второй президентский срок развернулась жестокая, тайная и явная, война за право быть его преемником.
Книга руководителя одной из московских аналитических служб генерала В. А. Гусейнова повествует о невидимых схватках за власть в Кремле, развернувшихся с 1996 года. В ход идут лжепрогнозы и фальсификации, финансовые скандалы и утечка «доверительной информации». И все с одной целью – ввести конкурентов в заблуждение, усыпить их бдительность."

Полный текст
"От Ельцина к...? Война компроматов". Книга 3
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Первые две книги генерала КГБ, руководителя одной из московских аналитических служб В. А. Гусейнова пользовались большим успехом у читателей. 22-тысячный тираж был распродан за короткое время, пришлось делать допечатку.
В третьей книге автор продолжает начатую тему, доводя описание интригующих событий до конца 1999 года. Из его нового произведения вы узнаете о подоплеке взрыва жилых домов в Москве и тайных пружинах второй чеченской войны, о том, как возник «Ельцингейт», кто был режиссером других скандальных историй в преддверии президентских выборов в России."

Полный текст
 
Логин
Пароль
 
Подписаться на рассылку