Количество: 0
Сумма: 0
Корзина
Поиск по сайту
РУС | ENG
РЕГИОНЫ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

НОМЕР ЖУРНАЛА: 35 (1) 2009г.
РУБРИКА: Международные отношения
АВТОРЫ: Эберхард Шнайдер (Германия)

Расширение Евросоюза, имевшее место в течение последних четырех лет, придало импульс уже существовавшим ранее тенденциям: к регионализации, к укреплению принципа субсидиарности и к активизации особой политики соседства. Усиление этих тенденций следует воспринимать как реакцию на формирование все более громоздкого и все менее прозрачного объединения.
 
Региональная политика
 
Конституция
 
Из-за сопротивления некоторых стран «Договор, учреждающий конституцию для Европы», претерпел некоторые изменения и теперь называется «Лиссабонским договором», поскольку Великобритания выступила против слова «конституция». Лиссабонский договор содержит ряд положений, усиливающих региональный элемент в Европейском Союзе. В частности, расширено право вето национальных парламентов в отношении готовящихся правовых актов Европейского Союза. В течение восьми недель национальные парламенты могут подать протест против намеченных к принятию правовых актов ЕС, если они сочтут, что эти акты являются нарушением компетенции национального государства. Если большинство национальных парламентов стран ЕС отвергнут проект директивы ЕС, то ЕК должна вернуться к своему предложению. Если она намерена оставить его без изменений, она должна представить мотивированное заключение. Это заключение и контраргументы национальных парламентов должны быть учтены при обсуждении проекта директивы на Совете министров и в Европейском парламенте.
 
Еврорегионы
 
Помимо вышесказанного, реакцией на расширение стало образование еврорегионов. Речь идет о европейских приграничных районах, которые были сформированы по всей Европе на границах страны – члена ЕС с одной или несколькими соседними странами или с теми странами, которые не входят в Европейский Союз. Их уже создано 129. Большинство регионов сформировала Германия (17), за ней следуют Австрия (16) и Польша (15).
Первый регион (EUROREGIO) был сформирован на границе Германии с Нидерландами еще в 1958 году, вот уже 50 лет немецкие и нидерландские муниципальные образования совместно работают в этом регионе, успешно развивая трансграничное сотрудничество. Многие еврорегионы являются членами Рабочего сообщества европейских приграничных регионов (видимо, автор ошибается, речь явно идет об Ассоциации европейских приграничных регионов. – П.П.). В состав трех еврорегионов входят приграничные регионы трех государств, еще трех – территории четырех государств, пять регионов объединили пять стран, а один – сразу шесть (еврорегион «Балтика», в том числе Россию). Российская Федерация принимает участие в шести регионах. Помимо России из стран, не являющихся членами ЕС, еврорегионы образовали районы Албании, Боснии и Герцеговины, Хорватии, Македонии, Молдовы, Норвегии, Швейцарии, Сербии и Украины.
В рамках программы Евросоюза Interreg IIIA «Трансграничное сотрудничество» внимание сосредоточено на следующих темах:
–          содействие развитию городских, сельских и прибрежных территорий;
–          содействие предпринимательству;
–          содействие малым и средним предприятиям, в том числе в области туризма;
–          содействие местным инициативам в отношении увеличения занятости;
–          поддержка интеграции на рынке труда и социальной адаптации;
–          совместное использование человеческих ресурсов и учреждений, занимающихся научными исследованиями, технологическими разработками, образованием, культурой, коммуникациями, здравоохранением и общественной безопасностью;
–          содействие развитию защиты окружающей среды и внедрению обновляемых энергоносителей, повышению энергоэффективности;
–          достижение прогресса в работе транспорта, информационных и коммуникационных сетей и служб, организаций водо- и энергоснабжения;
–          углубление сотрудничества в области юстиции и управления;
–          повышение качества человеческих ресурсов и институционального потенциала в целях развития трансграничного сотрудничества.
«Европейская группа по территориальному сотрудничеству» является тем правовым инструментом, с помощью которого юридические лица различных стран – членов ЕС могут создавать кооперационные объединения, обладающие собственной правосубъектностью. Союз позволяет осуществлять и регулировать трансграничные, транснациональные и/или межрегиональные меры независимо от того, реализуются ли они при финансовом участии ЕС или без него.
 
Финансовая помощь
 
У Европейского Союза имеются два финансовых инструмента, используемых для развития регионов стран-членов. Оба применяются в рамках реализации Лиссабонской стратегии, которая была утверждена на саммите глав государств и правительств европейских стран в марте 2000 г. в столице Португалии. В стратегии выдвигается задача по превращению Евросоюза за десятилетний период, т.е. до 2010 г., в самый конкурентоспособный и самый динамично развивающийся на базе экономики знаний регион мира. Опираясь на эту стратегию, ЕС намерен «в рамках выполнения глобальной задачи по обеспечению устойчивого развития стать для всего мира эталоном экономического, социального и экологического прогресса».
 
Конвергенция
 
Достижению этой цели служит «Европейский фонд регионального развития», обязанный способствовать ускоренному экономическому развитию отстающих регионов. В период с 2007 по 2013 г. «Европейский фонд регионального развития» будет заниматься конвергенцией. Этот процесс должны пройти регионы тех стран, чей ВВП на душу населения ниже 75% от среднего показателя по ЕС. К ним относятся как новые страны ЕС, так и территория бывшей ГДР, Греция, Португалия, центральные и южные районы Испании, а также юг Италии. В плане – модернизация экономической структуры и создание рабочих мест.
Для всех остальных регионов, которые не нуждаются в помощи в рамках конвергенции, действует программа «Региональная конкурентоспособность и занятость». При этом приоритет отдается научным исследованиям, развитию, финансовому инжинирингу, а также мерам по защите окружающей среды и предотвращению рисков. Решению проблем трансграничного экономического и социального развития, а также транснационального и межрегионального взаимодействия еврорегионов в качестве третьей задачи посвящено «Европейское территориальное сотрудничество».
 
Сплочение
 
Фонд сплочения является еще одним структурным инструментом, который с 1994 г. помогает странам-членам уменьшать экономические и социальные диспропорции, а также стабилизировать экономику. Фонд оплачивает до 85% расходов, необходимых для реализации крупных проектов в области экологической и транспортной инфраструктуры. Тем самым он способствует укреплению сплоченности и солидарности в рамках Европейского Союза. В помощи на цели развития нуждаются наименее благополучные в материальном плане страны, чей ВВП на душу населения ниже 90% от среднестатистического уровня по ЕС. С 1 мая 2004 г. в число этих стран входят Греция, Португалия, Испания, Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Румыния и Болгария.
 
Укрепление принципа субсидиарности
 
Субсидиарность – это общественно-политический принцип, предусматривающий делегирование полномочий на максимально низкий административный и политический уровень. Противоположным является принцип централизации и концентрации, в соответствии с которым решения принимаются на максимально высоком уровне.
Согласно принципу субсидиарности распределение компетенций и, следовательно, формы сотрудничества между странами-членами и ЕС варьируются в зависимости от сферы деятельности. Они самостоятельно определяют, в каких областях и в какой степени они намерены взаимодействовать.
–          В некоторых сферах (как, например, аграрная политика, внешняя торговля, таможенная политика) органы ЕС имеют исключительные или широкие полномочия. Они принимают законы, которые имеют силу во всех странах ЕС. Страны-члены ЕС не могут предпринимать какие-либо односторонние действия в этих сферах.
–          В других областях политики (например, экология, защита потребителей, политика развития) компетенции распределяются частично между Союзом, частично между странами-членами. Органы ЕС принимают решения только в той мере, в какой это позволяет принцип субсидиарности. Страны-члены могут по-прежнему издавать многие законы независимо от Евросоюза и самостоятельно выстраивать свою политику.
–          По некоторым направлениям политики (например, в экономической политике и политике занятости) страны-члены действуют, как правило, в одиночку, ограничиваясь лишь взаимным согласованием действий, иначе говоря, координацией своей политики. По некоторым из этих вопросов ЕС может принимать обязательные к исполнению директивы или дополнительные меры.
–          Правительства стран-членов взаимодействуют друг с другом по внешнеполитическим вопросам, а также по ряду сфер внутренней и правовой политики, в отношении которых они не хотят поступаться суверенитетом. Европарламент и Еврокомиссия играют в этих областях менее заметную роль. Подобного рода взаимодействие правительств называется межправительственным сотрудничеством.
Вследствие растянувшейся на десятилетия частичной передачи компетенций отдельных стран-членов органам ЕС у Еврокомиссии вырос гигантский бюрократический аппарат численностью более 23000 сотрудников, который занимается регламентацией жизни всего сообщества. В качестве известного примера можно привести постановление Европейских сообществ (как тогда еще назывался Евросоюз) о бананах от 1994 г., согласно которому банан должен быть длиной не менее 14 см, а толщиной не менее 27 мм. Длину следует измерять по внешней стороне изгиба банана от черенка до верхушки плода, толщину – по диаметру в середине банана.
В сентябре 2007 г. в Брюсселе была сформирована группа в составе 15 экспертов во главе с бывшим премьер-министром Баварии Эдмундом Штойбером. Члены группы представляют широкий срез общества: экономические союзы малых и крупных предприятий, профсоюзы, негосударственные организации, а также вузы и политическую сферу. Ее задача – помочь продраться через джунгли постановлений Евросоюза и сократить бюрократию, благодаря чему принцип субсидиарности приобретет больший вес. В результате административные расходы в учреждениях ЕС до 2012 г. должны сократиться на 25%, что позволит сэкономить 150 млрд. евро.
 
Политика регионального соседства
 
Одним из следствий расширения Европейского Союза стала политика регионального соседства. Она должна расставить региональные акценты в рамках европейской политики соседства, которая носит слишком общий и слишком всеобъемлющий характер. Участниками этой программы являются также государства, не входящие в ЕС.
 
Северное измерение
 
В 1997 г., спустя два года после своего вступления в Евросоюз, Финляндия выдвинула в ЕС концепцию программы «Северное измерение». В 1999 г. в Кельне на Европейском совете было принято Руководство по реализации «Северного измерения». Участниками программы стали все балтийские страны, а также Норвегия и Исландия. Статус наблюдателей получили США и Канада. «Северное измерение» является составной частью внешней политики сообщества и должно содействовать интенсификации сотрудничества между странами региона.
В рамках «Северного измерения» были образованы различные региональные советы (Совет государств Балтийского моря, Совет Баренцево-евроарктического региона, Совет министров северных стран и Арктический совет). Здесь реализуются преимущественно такие проекты, как меры по обеспечению безопасности АЭС на Кольском полуострове, а также крупные проекты по созданию экологической инфраструктуры на Северо-Востоке России.
 
Черноморская инициатива
 
В 1997 г. Европейский Союз выступил с «Черноморской инициативой» с целью развития сотрудничества черноморских стран. Участниками программы стали Греция, Болгария, Румыния, Украина, Молдавия, Россия, Грузия, Азербайджан, Армения и Турция. Наиболее важными направлениями деятельности и областями сотрудничества являются укрепление демократии, обеспечение прав человека и ответственной работы руководящих органов, управление потоками миграции и улучшение ситуации в области безопасности, урегулирование «замороженных конфликтов», улучшение экологии, содействие росту энергетики, транспорта, рыболовства, торговли, разработка морской стратегии, проведение научных исследований, совершенствование образования, продвижение науки и технологий, обеспечение занятости, решение социальных вопросов, а также развитие региона.
 
Средиземноморский союз
 
В июле 2008 г. в Париже был основан «Средиземноморский союз». Он охватывает все страны-члены Европейского Союза. Первоначально, по мысли французского президента Николя Саркози, который в этот период времени одновременно исполнял обязанности председателя Совета Европейского Союза, в объединение средиземноморских государств должны были войти со стороны ЕС только государства с выходом на Средиземное море, в частности, Франция, Испания, Италия, Мальта, Греция, Словения и Кипр. Всех остальных предполагалось наделить статусом наблюдателя. Эта идея провалилась из-за сопротивления канцлера ФРГ Ангелы Меркель, а также северных стран ЕС. Кроме того, в союз вступили все средиземноморские страны, а также граничащие с ними Мавритания и Иордания. В общей сложности организация объединила 43 государства с населением общей численностью почти 800 млн. человек.
В заключительном заявлении саммита от 13 июля 2008 г. были названы следующие проекты:
–          мероприятия по очистке вод Средиземного моря;
–          прокладка транснациональных морских маршрутов и автострад;
–          создание системы защиты на случай стихийных бедствий;
–          один проект в области энергетики, один – в области образования, один – в отношении среднего класса.
Страны-участницы организации объявили о своей приверженности необходимости «укрепления демократии и политического плюрализма» и выступили против как любой формы терроризма, так и попыток установить взаимосвязь между любой религией или культурой и терроризмом. По поводу ближневосточного конфликта стороны согласились с формулировкой о стремлении поддержать мирный процесс между Израилем и палестинцами, не называя при этом конкретных целей или вариантов урегулирования. В качестве политической цели было упомянуто создание Ближнего Востока, свободного от оружия массового поражения.
Запланировано проведение раз в два года саммита государств союза во главе с подлежащим ротации председателем (по образцу ЕС) для обсуждения таких тем, как энергетика, безопасность, борьба с терроризмом, иммиграция и торговля. Средиземноморский союз и ЕС должны при этом вступить в сотрудничество и иметь ряд общих органов. Председательствовать в первые два года было поручено Египту и Франции. Для борьбы с коррупцией, терроризмом, организованной преступностью и торговлей людьми предусматривается принятие совместных мер.
 
«Инициатива в отношении Востока»
 
В ответ на создание Средиземноморского союза Швеция и Польша предложили углубить сотрудничество с восточными соседями Европейского Союза. В июне 2008 г. их инициатива получила поддержку Европейского совета. Он поручил Еврокомиссии до весны 2009 г. наполнить содержанием это предложение двух стран.
Инициатива в отношении Востока адресована Армении, Азербайджану, Грузии, Молдавии и Украине. На предварительном этапе отношения с Беларусью будут выстраиваться на уровне экспертов. В программном плане были названы следующие области для сотрудничества: политика и безопасность, границы и трансграничная деятельность, экономика и финансы, экология, общество.
Реализация «Инициативы в отношении Востока» будет осуществляться на двух уровнях: во-первых, предстоит интенсифицировать двусторонние отношения Европейского Союза с восточноевропейскими соседями. Во-вторых, планируется развивать формы многостороннего сотрудничества.
Сотрудничество на двусторонней основе включает в себя вопросы регулирования миграции, а также проблему облегчения поездок. В этой связи в качестве первого шага планируется упростить процедуру выдачи виз. Конечной целью является отмена визового режима. Кроме того, между ЕС и упомянутыми государствами предполагается создать зону свободной торговли. В зависимости от темпов продвижения реформ всем соседям ЕС будет предлагаться новый тип договора, выходящий за рамки действующих в настоящее время соглашений о партнерстве и сотрудничестве. Страны-партнеры будут получать финансовую помощь в зависимости от выполнения поставленных задач и способности к освоению средств.
 
Заключение
 

Европейский Союз является беспрецедентным в истории объединением с населением численностью 500 млн. человек, созданным по принципу «единство в многообразии». Несмотря на всю сложность и длительность процедур согласования позиций 27 государствам, среди которых нет таких, которые бы благодаря своим размерам и влиянию занимали доминирующие позиции, все же удается находить совместные решения, нередко на условиях консенсуса. Во внимание принимаются различные интересы отдельных стран. Они, однако, знают, что одно государство не может длительный срок противостоять всем остальным и тем самым наносить ущерб дееспособности Союза. Различные формы регионального сотрудничества показывают, что Европейский Союз не является унитарным сообществом.



Цена: 0 руб.

Назад Заказать

"От Ельцина к...? Хроника тайной борьбы". Книга 1
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Кому достанется Россия после Ельцина? Лужкову, Черномырдину, Лебедю, Зюганову, Чубайсу, Немцову или совсем другому избраннику, чье имя пока неизвестно? Буквально с первых дней инаугурации Б. Ельцина на второй президентский срок развернулась жестокая, тайная и явная, война за право быть его преемником.
Книга руководителя одной из московских аналитических служб генерала В. А. Гусейнова повествует о невидимых схватках за власть в Кремле, развернувшихся с 1996 года. В ход идут лжепрогнозы и фальсификации, финансовые скандалы и утечка «доверительной информации». И все с одной целью – ввести конкурентов в заблуждение, усыпить их бдительность."

Полный текст
"От Ельцина к...? Война компроматов". Книга 3
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Первые две книги генерала КГБ, руководителя одной из московских аналитических служб В. А. Гусейнова пользовались большим успехом у читателей. 22-тысячный тираж был распродан за короткое время, пришлось делать допечатку.
В третьей книге автор продолжает начатую тему, доводя описание интригующих событий до конца 1999 года. Из его нового произведения вы узнаете о подоплеке взрыва жилых домов в Москве и тайных пружинах второй чеченской войны, о том, как возник «Ельцингейт», кто был режиссером других скандальных историй в преддверии президентских выборов в России."

Полный текст
 
Логин
Пароль
 
Подписаться на рассылку